Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 3(12) 2008

Вернуться к номеру

От редактора

День медицинского работника… День, в который мы принимаем поздравления, цветы, подарки. Это те двадцать четыре часа, когда о медиках вспоминают с почтением и уважением. Даже государство одаривает нас грамотами и денежными премиями.

А все ли хорошо в «Датском королевстве»? Можно ли сказать, что мы достойно работаем в достойных условиях? Какое положение занимаем в обществе и как общество оценивает нас? И как наш труд способствует улучшению здоровья, качества жизни соотечественников? Эти вопросы мы часто задаем друг другу. Но слышат ли их сильные мира сего, государство, правительство? И самое главное — как они отвечают на них.

Издревле врачеватели наравне с учителями были самыми уважаемыми членами любого общества. Знахарь пользовался авторитетом и уважением не меньше, чем вождь племени. Варвары, разрушая Рим, с почтением относились к врачам, всячески оберегая их, не принося им вреда. Прежде во время военных действий медики воюющих сторон правилами ведения войны были защищены и не могли являться мишенью на поле боя. Красный крест на домах, транспорте, рукаве означал гарантию от нападения противника.

Классики литературы — Л. Толстой, И. Тургенев, А. Чехов, Г. Флобер, Т. Драйзер, Т. Манн и многие другие писали о врачах как о людях достойных, человеколюбивых и бескорыстных. Во все времена врачи являлись сливками общества. Да и в критикуемые советские времена врачебное звание было очень почетным и уважаемым. Поколение советских врачей воспитывалось на трилогии Ю. Германа «Дорогой мой человек», гимне нашей профессии. Практически не было в литературе недостойных примеров деятельности врача как специалиста и человека.

К сожалению, в Украине профессия врача — одна из самых непрестижных. Более того, если раньше ему открывали душу, доверяли здоровье, то теперь его стали относить к категории «обслуживающего персонала». Проучившись 8–9 лет в университете, он имеет самый низкий заработок среди всех, окончивших вузы. Показательно, что конкурс в медицинские университеты — чуть более 1 человека на место (я поступал при конкурсе 7 человек на место); что не менее 25 % выпускников медицинских вузов бросают медицину в первые 2–3 года начала работы; что в Украине развился дефицит медперсонала, составляющий 16,8 тыс. врачей и 14,19 тыс. медсестер; 5 тыс. (почти половина от необходимого количества) врачей недостает в сельской местности. Ежегодно страна теряет до 4 тыс. врачей, что уже не покрывается ежегодными выпусками медицинских вузов. Причем наиболее уязвимой стала педиатрическая служба — дефицит педиатров и неонатологов составляет соответственно 3,5 тыс. и 500 специалистов, при том, что среди работающих — четверть пенсионеры. Уже сегодня обеспеченность врачами в Украине составляет 26,8 на 10 тыс. населения, что ниже среднеевропейского уровня (33 на 10 тыс. населения). При этом, согласно долгосрочным прогнозам, данный показатель имеет стойкую тенденцию к дальнейшему снижению. А ведь еще 15–20 лет назад обеспеченность врачами в нашей стране была одной из самых высоких в мире.

Показательно и то, что финансовое обеспечение здравоохранения в нашей стране самое низкое среди стран Европы, развитых стран Азии и Америки, а зарплата медиков вызывает откровенное недоумение наших иностранных коллег. Это особенно контрастирует с количеством и ценой импортных автомобилей на наших дорогах, с обилием дорогих бутиков и ресторанов в наших городах, с колоссальными затратами на проведение «Евро-2012». На фоне этого как может государство выделять на лечение ребенка в стационаре 2–3 гривни в сутки и столько же на его питание?! Как можно смириться с немалым количеством случаев, когда онкологические больные отказываются лечиться из-за отсутствия средств на лечение?!

А финансирование высшей школы, медицинских университетов? Все они практически брошены на самовыживание. Поэтому и вынуждены проводить наборы контрактных студентов, особенно иностранцев из третьих стран, большинству из которых по уровню подготовки для продолжения учебы у себя дома дорога заказана. А обеспечение научных исследований, приоритетов, которыми раньше гордилась наша страна? У нас осталось немало талантливых ученых, способных прославить свое Отечество. Но прорыв в медицинской науке уже невозможен за счет только высокого интеллекта и таланта исследователя. Нужны вложения, и немалые. В развитых странах только государство выделяет медицинским факультетам на научные исследования несколько десятков миллионов долларов ежегодно. А еще гранты, заказы от негосударственных структур…

На фоне этого откровенно направленно муссируются слухи (даже с высоких трибун) о взяточниках и вымогателях среди медиков, о нечистоплотности врачей. Стыдно, но не за врачей, а за собственную страну! И за то, что врачи вынуждены принимать подношения (благодарности), и за людей, вынужденных это делать.

Сегодня, как это ни горько сознавать, наше здравоохранение тяжело больно. Обычно в таких ситуациях задается два сакраментальных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» На первый вопрос ответить легко. Виноваты все мы, живущие в Украине. И нечего искать виноватых на стороне. Просто это уровень нашей культуры — такое безразличное отношение к собственному здоровью, здоровью наших детей, стариков, к своей жизни.

А вот ответ на второй вопрос более сложен и не однозначен. С первых лет независимости нашей страны происходит перманентная перестройка здравоохранения. Кто этим занимается — неизвестно, а вот результаты налицо. И сейчас, в который раз, брошен клич в органы здравоохранения областей и городов: «Давайте свои предложения по реорганизации и улучшению…» Приказ есть, а значит, проводятся совещания, обсуждения, пишутся предложения. Вновь инициируется изобретение велосипеда. А вместе с тем многие страны нашли более или менее оптимальное решение. Ни одно государство, каким бы богатым оно ни было, не может полностью финансировать систему здравоохранения и лечение всех своих граждан. В ХIХ веке разработана система страхования вообще и здоровья в частности. Отто фон Бисмарк первым делом после объединения немецких княжеств и земель в единую Германию (середина ХIХ столетия) ввел в приказном порядке, исключительно для всех предприятий и учреждений, обязательное страхование своих сотрудников. Так и появились деньги на лечение каждого работающего, а впоследствии — на их детей и стариков. Сегодня лечиться на Западе, да и не только там, очень дорого и затратно. Но медицинская страховка в большинстве случаев позволяет получить полноценное лечение без страха остаться после него нищим. Я не специалист, не знаю тонкостей этой проблемы. Я врач. Но уже 17 лет наша Рада и правительство, где таких специалистов достаточно, не могут разработать или перенять систему страхования. А от этого страдаем все мы. И все-таки будем надеяться, что нас выведут из «пустыни». Дай Бог, не через сорок лет.

Сегодня наш праздник. Праздник людей «одной группы крови», которые, несмотря ни на что, посвятили себя и свою жизнь состраданию и помощи близким. Потому что каждый, кому вы оказываете помощь, ради кого вы не спите ночами, сопереживая и сочувствуя, становится близким вам человеком. И пусть ваша работа оценивается обществом незаслуженно низко, пусть лотошник на рынке в день зарабатывает ваш месячный оклад — это останется на совести общества, в котором живем. Мы счастливы, что без громких слов и фанфар довольно часто (а хочется, чтобы это было всегда) приносим людям радость излечения и здоровья. Мы богаты душой, а это уже немало…

Главный редактор профессор Е.И. Юлиш



Вернуться к номеру