Газета "Новини медицини та фармації" №1 (678), 2019
Повернутися до номеру
Специфическая диагностика и лечение аллергических заболеваний в контексте приобретения препаратов аллергенов
Автори: Дзюбенко С.П., Пухлик Б.М.
Винницкое предприятие «Иммунолог»
Рубрики: Алергологія
Версія для друку
Работа с аллергенами является отличительной характеристикой врачей-аллергологов [2]. Сегодня уже не вызывает никакого сомнения тот факт, что постановка диагноза при аллергических заболеваниях (АЗ) возможна лишь при проведении кожного или лабораторного тестирования с аллергенами [1], а лучшим методом их лечения является метод аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ) [3, 4].
Естественно, нам известны случаи, когда аллергологи используют исключительно определение специфического IgE и, исходя из этого, не только ставят этиологический диагноз, но и назначают АСИТ, что неверно. Знаем мы и об использовании молекулярной диагностики на первом этапе аллергодиагностики, что также противоречит установившейся в мире стратегии. Известно нам также и то, что часть аллергологов Украины совершенно не использует специфические методы диагностики и лечения, что не мешает им иметь первые и высшие категории по специальности. Винницкое предприятие «Иммунолог», основанное в 1993 году и являющееся единственным отечественным производителем препаратов аллергенов в Украине, постоянно ведет анализ приобретения аллергенов регионами Украины и на основании этого может примерно судить о профессиональной деятельности аллергологов нашей страны. Такой анализ проводится нами уже много лет и позволяет оценить профессионализм врачей-аллергологов Украины. В настоящей статье мы использовали данные за 2016–2018 годы.
Диагностика АЗ
Она оценивалась нами, как и раньше, через призму таких данных, как приобретение раствора гистамина и ланцетов для прик-теста. По уточненным данным, одного флакона выпускаемого предприятием «Иммунолог» гистамина (4,5 мл) хватает, чтобы поставить позитивный контроль при кожном тестировании не менее чем 120 людям (120–130 капель). Десять ланцетов в среднем необходимо для обследования больного с АЗ (табл. 1).
Естественно, мы понимаем, что 2016–2018 годы проходят на фоне военных действий, спада экономики, насильственного изъятия ряда территорий, миграции и эмиграции населения. Кроме того, в последние годы нам приходится работать в Украине вместе с зарубежными импортерами, которые в той или иной степени влияют на сбыт отечественных препаратов аллергенов. Тем не менее, как видно из табл. 1, исходя из нашей методики расчетов показатели диагностики АЗ вообще (по гистамину) и диагностики с помощью прик-теста с каждым годом возрастают.
Используя эти данные, можно ориентировочно представить себе число лиц, прошедших кожную аллергодиагностику у аллергологов Украины за последние 3 года (табл. 2).
Как видно из табл. 2, охват специфическим обследованием больных АЗ с каждым годом возрастает. Ранее мы рассчитали, что в Украине в год появляется примерно 500 тыс. вновь заболевших АЗ (или впервые выявленных). Если это так, то охват этих больных специфическим обследованием за последние 3 года теоретически возрос с 39,53 до 62,52 %. Негативным продолжает оставаться тот факт, что большинство пациентов обследуются не методом прик-теста — по сути, единственным цивилизованным методом кожного тестирования с аллергенами, а, возможно, скарификационным или какими-то иными, неизвестными нам, методами.
Еще раз подчеркнем, что наши расчеты указывают не на факты, а лишь на тенденции. Тем не менее последнее важно для понимания ситуации в аллергологии Украины. Если мы примем, что сейчас в Украине реально работает около 270 аллергологов (точными данными мы, по понятным причинам, не располагаем), то окажется, что в 2018 году (лучшем по приведенным показателям диагностики) на 1 врача приходилось 1158 обследованных аллергенами вообще, в том числе 385 обследованных с помощью прик-теста в год. Если считать, что врачи работают около 280 дней в году, то окажется, что в день кожные пробы с аллергенами 1 врач проводил в среднем лишь 4 лицам, а прик-тест — 1 больному. Таким образом, очень позитивные начальные цифры наших расчетов в пересчете на 1 врача-аллерголога оказались мизерными. Естественно, мы знаем, что в регионах, к сожалению, всегда есть ряд врачей, не использующих методы специфической диагностики, и, соответственно, есть врачи-профессионалы, уделяющие этому аспекту работы большое внимание. Тем не менее для наглядности примем вышеуказанные цифры к сведению.
Аллерген-специфическая иммунотерапия
Для примерной оценки этого параметра мы использовали данные о приобретении разводящей жидкости для аллергенов (характеризует парентеральный метод АСИТ) и упаковок драже — пероральный метод (табл. 3).
Для ориентировочного подсчета больных, получавших АСИТ этими методами, мы: а) определяли число, кратное 5 флаконам разводящей жидкости (этого количества обычно достаточно для проведения инициального курса парентеральной АСИТ); б) число начальных упаковок драже мы отождествляли с 1 пациентом, как и 1/2 от числа поддерживающих упаковок также отождествляли с 1 пациентом, и суммировали эти данные (здесь мы пока не приводим цифры изготовленных индивидуальных водно-глицериновых наборов) (табл. 4).
Таким образом, как видно из табл. 4, охват разными методами АСИТ с каждым годом незначительно растет. Если, опять-таки, применить вышеприведенный подход и разделить данные лучшего года (2018) на число работающих аллергологов (примерно 270 в стране), то окажется, что на 1 специалиста приходилось в среднем 76 больных (в том числе 22, получающих АСИТ перорально) в год. Нужно признать эти цифры достаточно позитивными, хотя мы понимаем, что практически в каждом регионе есть аллергологи, активно применяющие АСИТ и вовсе не использующие этот метод. Мы даем возможность аллергологам каждого региона самостоятельно сделать конкретные выводы по специфической диагностике и АСИТ, применительно к каждому врачу.
Выводы
1. Число больных АЗ, подвергающихся специфической кожной аллергодиагностике и различным методам АСИТ, в Украине ежегодно возрастает, хотя и оставляет желать лучшего.
2. Аллергологи продолжают более активно пользоваться парентеральным методом АСИТ, нежели пероральным.
3. Врачи-аллергологи, не применяющие аллергодиагностику и АСИТ, представляют угрозу для существования службы, ибо ничем принципиально не отличаются от прочих врачей терапевтического или педиатрического профиля. Отсюда у организаторов здравоохранения может появиться повод для упразднения аллергологической службы.
1. Пухлик. Б.М. Поллиноз. — Винница, 2017. — 65 с.
2. Пухлик Б.М. Специфические методы в аллергологии. — Винница, 2017. — 105 с.
3. Canonica G., Cox L., Pawankar R. et al. Sublingual immunotherapy: World Allergy Organization position paper 2013 update // World Allergy Organ. J. — 2014. — 7. — 6.
4. Passalacqua G., Compalati E., Cano–nica G.W. Sublingual immunotherapy: clinical indications in the WAO-SLIT position paper // World Allergy Organ. J. — 2010. — 3. — Р. 216-219.