Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



СІМЕЙНІ ЛІКАРІ ТА ТЕРАПЕВТИ
день перший
день другий

АКУШЕРИ ГІНЕКОЛОГИ

КАРДІОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, РЕВМАТОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ, ЕНДОКРИНОЛОГИ

СТОМАТОЛОГИ

ІНФЕКЦІОНІСТИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, ГАСТРОЕНТЕРОЛОГИ, ГЕПАТОЛОГИ
день перший
день другий

ТРАВМАТОЛОГИ

ОНКОЛОГИ, (ОНКО-ГЕМАТОЛОГИ, ХІМІОТЕРАПЕВТИ, МАМОЛОГИ, ОНКО-ХІРУРГИ)

ЕНДОКРИНОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, КАРДІОЛОГИ ТА ІНШІ СПЕЦІАЛІСТИ

ПЕДІАТРИ ТА СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

АНЕСТЕЗІОЛОГИ, ХІРУРГИ

ГІНЕКОЛОГИ

Газета "Новини медицини та фармації" №10 (662), 2018

Повернутися до номеру

Новые данные об эффективности бета-адреноблокаторов в терапии артериальной гипертензии

Автори: Тащук В.К., доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины
Буковинский государственный медицинский университет, г. Черновцы, Украина

Рубрики: Кардіологія

Розділи: Довідник фахівця

Версія для друку


Резюме

В последние годы в терапии артериальной гипертензии все большее внимание уделяется использованию вазодилатирующих бета-блокаторов. Это обусловлено наличием у них ряда преимуществ по сравнению с обычными кардиоселективными препаратами (без сосудорасширяющих свойств). К преимуществам вазодилатирующих бета-блокаторов относят отсутствие негативного влияния на показатели липидного и углеводного обмена, возможность их безопасной комбинации с тиазидными и тиазидоподобными диуретиками, пропорциональное снижение центрального и периферического артериального давления (АД), минимальное влияние на бронхиальную проходимость, отсутствие негативного влияния на эректильную функцию. При этом оставался неизученным вопрос, способны ли вазодилатирущие бета-блокаторы оказывать дополнительное влияние на снижение риска развития осложнений у пациентов с артериальной гипертензией (АГ). Первый анализ сравнительного риска развития сердечно-сосудистых (СС) осложнений между β1-селективным антагонистом/β3-агонистом небивололом, оказывающим вазодилатирующий эффект, и кардиоселективными β1-блокаторами атенололом и метопрололом, которые не имеют такого эффекта, был проведен в США. Результаты данного исследования были опубликованы в 2017 году [1].

 

Пациенты с АГ, принимавшие небиволол (в средней дозе 7,4 мг/сут), атенолол (в средней дозе 45,2 мг/сут) и метопролол (в средней дозе 57,1 мг/сут) в виде монотерапии, были отобраны из медицинской базы данных пациентов США за период с 2007 по 2014 год. Первые данные о пациентах были включены в данный анализ начиная с января 2008 г. Исходно были идентифицированы препарат и дата начала терапии. Терапевтические группы (три по 27 134 пациента каждая) сопоставлялись с применением парного подхода, основанного на оценке коэффициента склонности к развитию того или иного осложнения, по следующим характеристикам: исходные демографические характеристики, индекс коморбидности Чарлсона, наличие сахарного диабета, ревматологических заболеваний, патологии почек, хронических заболеваний легких, применение антигипертензивных средств и продолжительность предшествующей терапии. Первичной конечной точкой было определение риска госпитализации в связи с развитием различных СС-осложнений (инфаркт миокарда (ИМ), застойная хроническая сердечная недостаточность (зХСН), инсульт, стенокардия). Оценка проводилась с помощью модели пропорциональных рисков (метод регрессии Кокса), скорректированной с учетом вышеперечисленных факторов.

Результаты

У пациентов, принимавших метопролол и атенолол, риск госпитализации вследствие развития вышеперечисленных СС-осложнений был на 68 и 105 % выше, чем у пациентов, принимавших небиволол. У пациентов, принимавших небиволол, риски госпитализации в связи с возникновением отдельных СС-осложнений были значительно ниже, чем у пациентов, принимавших атенолол, за исключением инсульта и зХСН (риск возникновения данных осложнений на фоне терапии небивололом также был ниже, но показатель не достигал статистической достоверности). На фоне терапии небивололом риск развития всех СС-осложнений, за исключением инсульта, также был значительно ниже, чем на фоне терапии метопрололом (рис. 1).
В связи с тем, что предыдущий анализ не охватывал вопросы комбинированной терапии АГ, в 2018 г. были завершены и представлены в журнале американской коллегии кардиологов результаты нового исследования [2]. Его цель заключалась в сравнительной оценке риска госпитализации в связи с развитием СС-осложнений у пациентов с АГ, находившихся на комбинированной терапии, одним из компонентов которой являлся небиволол, или атенолол, или мето–пролол. Данное исследование было проведено с использованием схемы, аналогичной предыдущей.
Пациенты с АГ, принимавшие небиволол, атенолол и метопролол в комбинации с другими антигипертензивными препаратами (1 или более дополнительных препаратов), были выбраны из медицинской базы данных пациентов США за период с 2007 по 2014 год. Так же, как и в предыдущем случае, были отобраны данные начиная с января 2008 года. Последующее наблюдение продолжалось ≥ 6 месяцев, до тех пор, пока пациент не прекращал прием данного препарата или не переходил на другой β-блокатор. Терапевтические группы (3 группы по 16 787 пациентов каждая) были сопоставимы: 1) по количеству классов анти–гипертензивных препаратов, применяемых пациентами в периоде последующего наблюдения, и 2) по коэффициенту соответствия (1 : 1) факторов, которые потенциально могут исказить результаты (продолжительность наблюдения, исходные демографические и клинические характеристики). Первичной конечной точкой являлся риск госпитализации в связи с развитием СС-осложнений (ИМ, зХСН, инсульт, стенокардия), который оценивался с помощью модели пропорциональных рисков (метод регрессии Кокса), корригированной с учетом регулярности применения сопутствующих антигипертензивных средств (≥ 75 % времени в течение всего периода наблюдения) и исходных различий пациентов при сопоставлении трех групп.

Результаты

По сравнению с пациентами, принимавшими небиволол, у пациентов, принимавших атенолол и метопролол, риск госпитализации вследствие развития СС-осложнений был выше на 33 и 91 % соответственно (с 95% ДИ), преимущественно за счет снижения частоты госпитализаций в связи с ИМ и стенокардией (рис. 2).
Представленные результаты впервые на основании анализа «жестких» конечных точек определили преимущества терапии АГ, основанной на использовании вазодилатирующих бета-блокаторов.
Если различия эффективности при использовании бета-блокаторов в качестве монотерапии можно объяснить прежде всего определенными различиями фармакологических свойств вазодилатирующих и невазодилатирующих препаратов, то в комбинированной терапии необходимо также учитывать тот факт, что невазодилатирующие бета-блокаторы в сочетании с блокаторами ренин-ангиотензиновой системы имеют недостаточный аддитивный эффект снижения АД [3–5].
Таким образом, впервые было убедительно продемонстрировано, что у пациентов, находящихся на моно- или комбинированной антигипертензивной терапии на основе небиволола, риск госпитализации в связи с развитием СС-осложнений был более низким, чем у пациентов, находящихся на терапии атенололом и метопрололом.

Список літератури

1. Brent Egan, Alan Gradman et al. Cardiovascular outcomes with nebivolol, atenolol and metoprolol in patients with hypertension: a large retrospective propensity score-matched cohort study // Journal of the American College of Cardiology. — 2017. — 69 (11). — 1691.
2. Brent Egan, Jan Basile et al. Cardiovascular outcomes with β-blocker combination treatment in patients with hypertension: a large retrospective cohort study // Journal of the American College of Cardiology. — 2018. — 71  (11). — 1752.
3. Messerli F.H. et al. Hypertension mana–gement 2011: optimal combination therapy // European Heart Journal. — 2011. — 32, 20. — 2499-2506.
4. Mallat S.G., Itani H.S., Tanios B.Y. Current perspectives on combination therapy in the management of hypertension // Integr. Blood Press Control. — 2013. — 6. — 69-78.
5. Tiffany R. et al. Combining Other Antihypertensive Drugs With b-Blockers in Hypertension: A Focus on Safety and Tolerability // Canadian Journal of Cardiology. — 2014. — 30. — S42-S46.

Повернутися до номеру