Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета "Новини медицини та фармації" №10 (662), 2018

Повернутися до номеру

Современные способы лечения назальной обструкции

Автори: Татьяна Брандис

Рубрики: Оториноларингологія

Розділи: Довідник фахівця

Версія для друку


Резюме

Проблема назальной обструкции у взрослых и детей на сегодняшний день остается одной из актуальных в медицинской практике. Именно назальная обструкция является одним из тяжелых симптомов, побуждает родителей обратиться к врачу и существенно влияет на качество жизни пациентов, страдающих симптомами ринита. Нарушение носового дыхания обусловливает развитие целого ряда связанных с ним проблем: отсутствия аппетита, нарушения сна, концентрации внимания и снижения трудоспособности. Все вышеперечисленное приводит к тому, что больной с нарушением носового дыхания находится в постоянной стрессовой ситуации, отягощающей течение основного заболевания [1, 2].

 

В детском возрасте воспалительные заболевания респираторной системы протекают с характерными чертами ввиду анатомо-физиологических особенностей дыхательных путей. Большинство детей дышат только через нос, поэтому выраженное нарушение носового дыхания существенно влияет на их состояние, сон, качество жизни. Даже небольшой отек слизистой оболочки у детей ведет к нарушению носового дыхания, беспокойству ребенка, нарушению его общего состояния. Ринит может стать причиной и более серьезных осложнений. В детском возрасте воспалительный процесс в слизистых оболочках полости носа чаще, чем у взрослых, распространяется на носоглотку, слуховую трубу с развитием отита, гортань, трахею, бронхи, легкие. Дифференциальная диагностика может осложняться сочетанием различных форм ринита у детей. Так, в 34 % случаев аллергический ринит (АР) сочетается с инфекционным ринитом (ИР) — смешанная форма [4, 6].
У подростков и взрослых данный симптом наблюдается при различных формах ринита, что требует проведения дифференциальной диагностики: инфекционный ринит; аллергический; неинфекционный/неаллергический (ирритативный, обусловленный влиянием табака или токсичных веществ, у старших детей — при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни); гормональный (гипотиреоз, беременность); индуцированный медикаментами (бета-блокаторы, контрацептивы, нестероидные противо–воспалительные препараты); нейрогенный или вазомоторный; идиопатический; обусловленный пороками развития носовых путей, новообразованиями и др. [1–4].
Связь между вирусным и аллергическим воспалением дыхательных путей может обсуждаться с точки зрения влияния патогенеза одного состояния на другое. Факторы, влияющие на эти процессы, зависят от вирулентности вирусного штамма, состояния иммунной системы и условий окружающей среды [8]. Большинство свидетельств говорит о том, что вирусная инфекция может ухудшить клинические симптомы аллергии. Аллергениндуцированное (при АР) и вирусиндуцированное (при ИР) воспаление слизистой носа характеризуется синергией, что объясняет более тяжелые и длительные симптомы ринита при смешанной форме, при которой этиопатогенетические механизмы перекрываются [2, 5].
Результатом взаимодействия респираторных вирусов с назальным эпителием у детей с АР является повышение экспрессии высокоаффинного рецептора к IgE на миелоидных клетках, что приводит к облегчению связывания аллергенспецифических IgE и аэроаллергенов и усилению локального аллергического воспаления с активацией Тх-2 клеток и выбросом интерлейкинов (IL-4, IL-5, IL-13), которые подавляют противо–вирусный ответ, создавая условия для репликации вирусов и формирования замкнутого патологического круга. Кроме того, научные исследования последних лет показывают, что больные с АР имеют повышенный риск респираторной инфекции верхних дыхательных путей за счет дисфункции врожденного иммунного ответа респираторного эпителия, включая мукозальные дендритные клетки; нарушение экспрессии Toll-like-рецепторов, которые распознают РНК респираторных вирусов и стимулируют продукцию интерферонов; повышенную репликацию риновирусов в назальном эпителии; усиление воспалительного ответа в назальном эпителии под воздействием вирусов (усиленная продукция IL-25, IL-33, которые, в свою очередь, усиливают Тх-2 воспаление, эозинофилию и секрецию слизи). То есть между аллергией дыхательных путей и вирусной инфекцией существуют сложные взаимодействия. С одной стороны, при аллергии увеличивается риск развития инфекции, с другой — есть данные, что сама вирусная респираторная инфекция может инициировать, поддерживать и активизировать обострение аллергических состояний со стороны дыхательных путей [2, 4, 7, 8].
Указанные механизмы смешанного воспаления слизистой носа вносят существенный вклад в манифестацию назальных симптомов, что клинически проявляется тяжелым течением, особенно симптома назальной обструкции [6]. В связи с этим возникает необходимость назначения фиксированной комбинации деконгестанта с пероральным Н1-антигистаминным препаратом [3–5, 9].
Единственным  на  сегодня  в Украине пероральным деконгестантом в виде фиксированной комбинации фенилэфрина и хлорфенирамина является безрецептурный пероральный препарат Мили Носик (Mili Healthcare Ltd., Великобритания), который рекомендован для контроля симптомов назальной обструкции при АР и ИP у детей и взрослых. В состав Мили Носик входит фенилэфрин и хлорфенамин. Среди системных деконгестантов фенил–эфрин является наиболее безопасным, что позволяет применять его в педиатрической практике. Фенилэфрин — симпатомиметический аминофиллин, вызывающий сужение кровеносных сосудов путем стимуляции α-адренорецепторов, расположенных на посткапиллярных сосудах и кавернозно-венозных синусах слизистой оболочки носа. Сужение кровеносных сосудов снижает кровенаполнение слизистой оболочки носоглотки и приводит к уменьшению ее отека.
Хлорфенамин — блокатор Н1-рецепторов — оказывает противоаллергическое действие, уменьшает проявления экссудации. Сочетание этих действующих веществ позволяет более эффективно контролировать симптомы ринита различной этиологии, включая АР, ИP и их сочетания. Преимуществом применения препарата Мили Носик у детей является более быстрое восстановление носового дыхания за счет улучшения функции мерцательного эпителия, а пероральный путь введения исключает раздражение слизистой оболочки носа, что часто наблюдается при интраназальном применении лекарств. Особенностью применения данного препарата является короткий срок, который не должен превышать 4–5 суток.
Мили Носик эффективно устраняет назальную обструкцию, уменьшает гиперемию и экссудацию, ликвидирует ринорею, улучшает носовое дыхание, восстанавливает дренаж придаточных пазух носа и евстахиевой трубы [2].
Подготовила Татьяна Брандис
Cписок литературы находится в редакции


Повернутися до номеру