Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 9 (460) 2013

Вернуться к номеру

Кто есть враг здоровья?

Авторы: Апанасенко Г.Л., д.м.н., профессор, главный санолог МЗ Украины

Разделы: Медицина. Врачи. Общество

Версия для печати

Мои односельчане­-одноклассники, которые 

в школе были освобождены от физкультуры,

уже все поумирали.

Из рассказа знакомого врача-­кардиолога

 

Нельзя безнаказанно затрагивать чужие

интересы. Могут набить морду.

А то и похуже.

А. Никонов, русский писатель

Как известно, сильная нация — это здоровая нация. Если у человека нет основного — здоровья, то его вряд ли будут интересовать другие вопросы. Поэтому главной задачей государства является обеспечение здоровья своих граждан. Каким образом? Конечно, и все в этом уверены, за счет хорошей медицины.

К сожалению, за годы независимости Украины отечественная медицина больше времени находилась в состоянии очевидного регресса, чем прогрессивного развития. Извечная нехватка средств, откровенные злоупотребления определенных должностных лиц своим служебным положением, серьезное падение престижа профессии медика — вот далеко не все причины упадка украинской медицины. А тут еще и реформа. Похоже, что авторы реформы никогда не читали Конституцию Украины — статья 49 основного закона категорически запрещает закрывать лечебные учреждения. А реформа и вылилась главным образом в это самое закрытие.

Но и это не все беды медицины. Не секрет, что официальная медицина не только в Украине, но и во всех развитых странах уже дошла до того предела, за которым становится очевидно: прежние методологические основы здравоохранения не позволяют ни повысить среднюю продолжительность жизни, ни снизить детскую смертность. Без преувеличения можно утверждать, что в своей основе официальная медицина по­прежнему остается симптоматической, она устраняет симптомы и следствия, а не саму болезнь и ее причины. Более того, есть все основания считать, что рост числа хронических заболеваний — один из закономерных результатов многолетней практической деятельности самой официальной медицины. В самом общем виде можно считать: официальная медицина незаменима при острой патологии, поскольку располагает сильнодействующими и эффективными средствами. Она может спасти жизнь при острой угрозе, но не способна обеспечить поддержание здоровья, так как сами сильнодействующие средства наносят серьезнейший вред здоровью. За все приходится платить. Итог: при хронических заболеваниях официальная медицина малоэффективна. Вот так. И ни больше ни меньше.

Малая эффективность современной медицины — не единственный ее порок. Не менее существенно то, что она стоит все дороже. На состоявшейся в мае 2012 г. ассамблее ВОЗ, на которой обсуждались проблемы хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), генеральный секретарь этой уважаемой организации г­жа М. Чэн заявила, что если не изменится стратегия борьбы с данной группой заболеваний (а сюда входят болезни сердечно­сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет и некоторые другие), то уже в ближайшее десятилетие мировую систему здравоохранения ждет финансовый кризис. И весь мир занят поиском новых стратегических направлений борьбы с ХНИЗ. Вот основные из них.

Персонифицированная медицина (ПМ)

В основе развития ПМ лежит анализ особенностей генома человека. Выявляются «ущербные» гены, которые при определенных условиях могут спровоцировать начало того или иного заболевания. А в клиническом плане в первую очередь речь идет о том, чтобы с помощью генного анализа установить, стоит ли вообще принимать тот или иной препарат. Это необходимо потому, что даже незначительные индивидуальные различия в ДНК у двух пациентов могут привести к тому, что одно и то же лекарственное соединение будет действовать на них совершенно по­разному. Уже и в нашей стране появились частные фирмы, предлагающие соответствующие услуги. Сколько стоит? Лучше не спрашивайте.

Регенерационная медицина (РМ)

В ее основе — использование стволовых клеток. Это направление активно развивается в США, Канаде, Германии и др. За свою почти 20­летнюю историю РМ уже пережила как всплеск невероятной популярности в 90­х годах ХХ века, так и заметный спад в начале ХХI столетия, когда были отмечены некоторые непредсказуемые последствия клеточной терапии. В настоящее время коммерческие и научные перспективы РМ остаются весьма впечатляющими и продолжают привлекать все новых и новых представителей науки и бизнеса. В целом аналитики сходятся во мнении, что кризис РМ успешно преодолен и она находится на стадии подъема, что обещает революционным образом изменить принципы медицины уже в ближайшем будущем (С. Mason, 2007). Коснется ли вас, уважаемые читатели, это изменение принципов медицины? Догадайтесь сами, исходя из стоимости данной технологии (забор биоматериала, его хранение, переработка до состояния использования, опять хранение, упаковка, транспортировка, квалификация персо­нала и пр.).

Наномедицина (НМ)

По каноническому определению ведущего ученого в данной области Р. Фрайтаса, наномедицина — это слежение, исправление, конструирование и контроль над биологическими системами человека на молекулярном уровне с использованием разработанных наноустройств и наноструктур. В действительности наномедицины пока еще не существует, существуют лишь нанопроекты, воплощение которых в медицину в конечном итоге даст результат. Но научное проектирование и прогнозирование — тоже очень важная и нужная вещь. Через несколько десятков лет, когда уже, наконец, будет работать первый ассемблер (наноробот­сборщик), знания, накопленные наномедициной, воплотятся в жизнь. Очень «простой» наноробот, разработанный Робертом Фрайтасом несколько лет назад, — искусственная красная кровеносная клетка, названная респироцитом. Размер респироцита — 1 микрон в диаметре, и он просто протекает в кровотоке. Это сферический наноробот, изготовленный из 18 биллионов атомов. Эти атомы — в основном углерод с кристаллической решеткой алмаза, образующий сферическую оболочку механизма. Респироцит, по сути дела, — гидропневмоаккумулятор, который может нагнетать внутрь себя 9 биллионов молекул кислорода (O2) и диоксида углерода (CO2). Позже эти газы выпускаются из респироцита под контролем компьютера. Газы сохраняются под давлением около 1000 атмосфер.

Большинство экспертов полагает, что именно методы НМ станут основополагающими уже к 50­м годам ХХI века. Помимо медицинских нанороботов, существующих пока только в головах ученых, в мире уже создан ряд технологий для наномедицинской отрасли. К ним относятся адресная доставка лекарств к больным клеткам, диагностика заболеваний с помощью квантовых точек, лаборатории на чипе, новые бактерицидные средства и др. По мнению английского ученого Обри де Грэя, руководителя фонда «Мафусаил», именно НМ способна реализовать извечную мечту человечества — жить бесконечно долго.

Способно ли все перечисленное удержать здравоохранение от падения в финансовую пропасть? Очевидно, что она становится все глубже и глубже. А что же делать?

Ответ на этот вопрос дает санология — наука о здоровье, его механизмах и возможности управлять данными механизмами. Эта наука родилась в Украине немногим более 20 лет назад. Она не имеет статуса официальной научной дисциплины, но практическая специальность «врач­санолог» существует. Нигде в мире подобной специальности нет. Несмотря на свою молодость, санология взяла на себя смелость ответить на многие вопросы, волнующие официальную медицинскую науку. Вот каким, например, санология видит выход из создавшейся ситуации с кризисом здравоохранения. С помощью разработанного метода «измерения» здоровья было установлено, что здоровье человека — это его жизнеспособность, т.е устойчивость к факторам, которые лежат в основе каждого заболевания, — гипоксии, кровопотере, интоксикации. Чем выше эта устойчивость, тем человек меньше болеет и дольше живет. В основе этой устойчивости — функция митохондрий, обеспечивающих клетку энергией. Именно эта функция лежит в основе измерения «количества» здоровья. При этом существует обусловленный эволюцией порог внутриклеточного энергообразования, ниже которого начинает развиваться хроническое неинфекционное заболевание (какое именно — может подсказать ПМ), а выше — «безопасная зона» здоровья (все это прекрасно согласуется с законами физики: снижение энергопотенциала — возрастание энтропии — хаос в биосистеме). Все эндогенные факторы риска развития заболеваний сердечно­сосудис­той системы, диабета 2­го типа и др. — следствие «сползания» индивида со своей ступеньки эффективности внутриклеточного энергообразования. Матушка Природа — дама очень строгая и не прощает нарушения законов, которые она установила.

Все, что окружает человека в его повсе­дневной жизни, — неблагоприятные экологические условия, вредные привычки, хронический психоэмоциональный стресс и многое другое — приводит к снижению функциональной способности митохондрий. Есть только два фактора, противодействующие этому печальному процессу: аэробная физическая тренировка и гипоксическая тренировка. И некоторые восточные дыхательные техники. Именно они «заряжают» митохондрии.

Итак, проблема решается просто. ­Осуществляется мониторинг здоровья, т.е. «измерение» уровня здоровья, к примеру, два раза в год. Методика простая, дешевая и доступная для среднего медперсонала. При выходе индивида (ребенка или взрослого) за пределы «безопасной зоны» здоровья назначаются общеоздоровительные мероприятия, главным образом физическая аэробная тренировка. Цель: возвращение индивида в «безопасную зону» здоровья, т.е., по сути, «превентивная реабилитация». Человек сам, занимая активную позицию, решает свои проблемы. Врач — лишь советчик. Как показывают исследования шведских ученых (а Швеция — лидер в средней продолжительности жизни населения), в «безопасной зоне» здоровья можно находиться до 70 лет.

Что же задерживает реализацию столь простой и дешевой системы первичной индивидуальной профилактики ХНИЗ?

Во-первых, снисходительно­прене­бре­жительное отношение фундаментальной науки к способу решения проблемы: очень простые методы, никакой сложной аппаратуры, проблема рассматривается на организменном уровне, а не субклеточном и пр.

Во-­вторых, медицина — хорошо отлаженный и прибыльный бизнес. За работу врачей и лекарства нужно платить. Именно врачи — активная движущая сила процесса лечения. А пациент занимает пассивную позицию. Сокращение количества больных приведет к снижению финансирования лечебных учреждений, сокращению штата и т.д.

В третьих, не лежащая на поверхности политика фармацевтических компаний в формировании политики в здравоохранении. Так, Луи Броуэр — известный в Европе эколог и доктор медицины — на основе неоспоримых фактов доказывает (1999), что современной медициной руководит небольшая, но всемогущая группа олигархов, стоящая во главе крупных химико­фармацевтических компаний, которой удается, благодаря колоссальным финансовым средствам, подбирать политиков, руководителей департаментов и учреждений здравоохранения. Автор не стесняется использовать термин «геноцид» по отношению к пациентам: чем больше больных людей, тем больше процветают олигархи. И ни одно правительство, к какой бы нации оно ни принадлежало, никогда не рискнет поставить на карту экономическое и политическое равновесие своего государства ради сохранения здоровья сограждан. В результате растет количество осложнений от приема препаратов. При этом в старые времена аптекари отдавали все силы искусству приготовления лекарств, но с появлением фармацевтических предприятий это искусство превратилось в обычную коммерцию. Аллопатическую медицину не интересуют люди, у которых отменное здоровье и которые стремятся к его сохранению. Она занимается лишь теми, у кого здоровье пошатнулось. Говоря другими словами, утверждает Луи Броуэр, западный мир не прилагает никаких усилий для сохранения здоровья населения и прибегает к услугам медицины лишь в том случае, когда болезнь уже наступила. Что касается профилактической медицины, то она сознательно игнорируется. В результате в странах ЕС один европеец из трех страдает хроническим заболеванием (данные 1999 г.). А проводить профилактику заболеваний — значит рубить под корень личные интересы большого капитала (Ж. Лаказе, 1993; цит по Л. Броуэр, 1999).

Автор не будет отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Просвещенный читатель догадается сам.

 



Вернуться к номеру