Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Жінка та війна: формули виживання

Жінка та війна: формули виживання

Журнал «Медико-социальные проблемы семьи» 1 (том 17) 2012

Вернуться к номеру

Клинические формы климактерического синдрома у женщин с различным «вегетативным паспортом»

Авторы: Е.В. Литвинова, А.В. Чурилов, Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького

Рубрики: Акушерство и гинекология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

С целью дифференцированной коррекции патологического климактерия выделялись клинические формы климакса с учетом «вегетативного паспорта» больных по результатам клинических тестов, данным вариабельности сердечного ритма и гормонального статуса. Были выделены две клинические формы климактерического синдрома: вагоинсулиновый или «синий» с преобладанием парасимпатической нервной системы и стресс-лимитирующих гормонов, а также симпатоадреналовый или «красный» с превалированием симпатотонии и стресс-индуцирующих гормонов. Наиболее информативными показателями формы климактерического синдрома явились клинические тесты и индексы вагосимпатического и гормонального баланса, позволяющие не только диагностировать, но и служить прогностическим критерием течения климактерия и эффективности проводимой дифференцированной терапии, что разрешает их рекомендовать для широкого использования в клинической практике

З метою диференційованої корекції патологічного клімактерію виділялися клінічні форми клімаксу з урахуванням «вегетативного паспорту» хворих за результатами клінічних тестів, даним варіабельності серцевого ритму та гормонального статусу. Були виділені дві клінічні форми клімактеричного синдрому: вагоінсуліновий або «синій» з переважним впливом парасимпатичної нервової системи і стрес-лімітуючих гормонів, а також симпатоадреналовий або «червоний» з превалюванням дії симпатотонії й стрес-індукуючих гормонів. Найбільш інформативними показниками форми клімактеричного синдрому явились клінічні тести та індекси вагосимпатичного і гормонального балансу, що дозволяють не лише діагностувати, але й служити прогностичним критерієм перебігу клімактерію та ефективності диференційованої терапії, і це дозволяє їх рекомендувати для широкого використання в клінічній практиці

With the aim of differentiational correction of pathological climacteric there have been marked out clinical forms of menopause taking into account “vegetative passport” of the patients done on the results of clinical tests, data of variability of heart rhythm and hormonal status. We have marked out two clinical forms of climacteric syndrome: vagoinsulinic or a “blue” one with prevalence of parasympathetic nervous system and stress-limiting hormones and also sympathoadrenalic or a “red” one with prevalence of sympathotonia and stress-inducing hormones. The most informative indicators for the form of the climacteric syndrome were the clinical tests and indexes of vagosympathetic and hormonal balance which allow not only to diagnose but can serve as a prognostic criteria for the climacteric development and the efficiency of differentiated therapy under course which allows them to be recommended for the general usage in clinical practice


Ключевые слова

климактерический синдром, «вегетативный паспорт», гормональный статус

клімактеричний синдром, «вегетативний паспорт», гормональний статус

climacteric syndrome, “vegetative passport”, hormonal status

Клинические формы заболеваний и патологических синдромов у больных в значительной степени зависит от генотипа человека, в том числе от его «вегетативного паспорта», что послужило основой для создания генной медицины [4].

Лечебная тактика выстраивается с учетом “формы заболевания” [4]. Климактерический синдром (КС), как отражение яичниковой дисадаптации в связи с прекращением детородной и менструальной функций, сопровождается выраженными нарушениями параметров гомеостаза организма, и его клинические проявления носят разнообразный характер [5].

Частота встречаемости патологического климакса по различным источникам варьирует от 73 до 95%. Клинические симптомы у различных больных часто носят противоречивый взаимоисключающий характер. Патогенез КС рассматривается односторонне.

Физиологическая менопауза является переломным этапом в жизни женщины, при котором происходит настройка (балансировка) регуляторных механизмов и, как результат, адаптация к новым условиям в организме на фоне угасания выработки половых гормонов. Чрезмерное разбалансирование регуляторных механизмов при КС, напротив, способствует формированию дисадаптационного синдрома и развитию патологического климактерия.

Адаптация достигается сопряженным детерменированным ответом («эффект домино») нервной, гормональной, иммунной и метаболической систем, которые составляют «квадрат гомеостаза». Коррекция нарушенных параметров гомеостаза при КС позволит оптимизировать механизмы адаптации. В логической конструкции адаптации реактивности организма женщин при КС ведущая роль принадлежит вегетативной нервной системе и гормональному статусу [1, 3].

Физиологическая менопауза характеризуется нормэргичностью организма на фоне сбалансированной активности симпатической и парасимпатической систем, стресс-индуцирующих и стресс-лимитирующих гормонов. При КС наблюдается дисбаланс этих систем, что лежит в основе дисадаптации [3].

Клиническая форма КС зависит от «вегетативного паспорта» женщины. Информативными методами количественной оценки служат результаты вегетативных тестов дисневротического синдрома и форм соматогении, определение вариабельности сердечного ритма (ВСР), а также соотношение стресс-индуцирующих и стресс-лимитирующих гормонов [1, 2].

Вегетативный тонус оценивается по соотношению между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы [1].

Гормональный статус женщин определяют кортизол (Кз) – маркер активности симпатоадреналовой системы и уровня катаболизма. Высокое содержание инсулина (Инс), оказывающее стресс-лимитирующее анаболическое влияние, напротив, отражает преобладание парасимпатики.

Целесообразно рассматривать соотношение относительных величин этих гормонов, для оценки роли направленности гормональных сдвигов в формировании физиологического и патологического климакса. Важно определить соотношение Кз/Инс, где значения гормонов следует выражать в относительных величинах к уровню нормы.

Имеющиеся литературные данные по изучению течения климактерического синдрома при различной реактивности организма женщин отсутствуют.

Целью настоящего исследования явилось выделение клинических форм КС с учетом реактивности организма и «вегетативного паспорта» больных по данным спектрального анализа сердечного ритма (САСР) и результатам тестов, соотношения стресс-индуцирующих и стресс-лимити-рующих гормонов, что позволит выработать тактику их коррекции при различных вариантах течения патологического климакса.

Материалы и методы

Гормональное исследование, САСР и изучение результатов клинических тестов проводили на 58 больных перименопаузального возраста, однородных по возрастному составу (47-53 года), что уменьшало влияние возраста на исследуемые показатели.

Изначально женщины были разделены на две группы: 1-ая группа включала в себя 19 пациенток с физиологическим течением климакса (контрольная) и 2-ая группа – 39 больных с патологическим КС. В ходе исследования 2-ая группа по данным клинических тестов-опросников [4] была разделена на две подгруппы 2А, состоящая из 22 больных с преобладанием ваготонии, и 2Б, которая была представлена 17 пациентками с проявлениями КС на фоне симпатотонии, что согласовалось с гормональными исследованиями и данными ВСР.

Проводилось клиническое, лабораторное и специальное обследование изучаемых больных. Исследование проводилось на протяжении 2005-2009 годов на территории Форест-парк отеля и гинекологического отделения ЦГКБ № 9 города Донецка.

ВСР оценивали с помощью компьютерного электрокардиографа «ANS-Pro” на пятиминутных последовательностях R-R интервалов ЭКГ. ЭКГ сигналы регистрировали при первичном осмотре до начала традиционной медикаментозной и немедикаментозной терапии. Исследование проводили в покое в положении сидя после 10 - 15 минутного отдыха, утром с 9 до 12 часов в помещении с комфортными условиями (температура около 22 градусов по Цельсию). На ритмокардиограммах определяли мощности LF (Low Friquency) и HF (High Friquency), а также индекс вагосимпатического равновесия (ИВСР) (LF/HF). LF – зона низких частот (0,05-0,15 Гц), HF – зона высоких частот (0,15-0,5 Гц), их мощности определяются симпато-парасимпатическим балансом.

В сыворотке крови, взятой утром натощак из локтевой вены в количестве до 5 мл, исследовали содержание гормонов (Кз и Инс) методом радиоиммунологического анализа с помощью наборов института биоорганической химии АН Белоруссии. Концентрацию Кз выражали в нмоль/л, Инс – в мкМЕ/мл. Степень погрешности не превышала 10%. Для более наглядного изучения гормональных сдвигов у женщин исследуемых групп значения гормонов выражали не только в абсолютных, но и в относительных величинах к уровню нормы, рассчитывали индекс гормонального равновесия стресс-индуцирующих и стресс-лимитирующих систем: Кз/Инс. Преобладание тех или иных клинических симптомов у пациенток всех групп в процентном соотношении высчитывали по составленным нами индивидуальным картам-опросникам.

Все полученные результаты обрабатывались методами математической статистики с использованием программ «Microsoft Excel» и «Биостатистика» на компьютере IBM PC AT 686. Оценивали среднее значение по совокупности выборки. Так как оценивали параметры распределения по выборке, случайным образом извлеченной из совокупности, то для оценки, с какой мерой точности выборочное среднее является оценкой среднего по совокупности, использовали вычисление стандартной ошибки среднего. Для сравнения средних значений выборок определяли t-критерий. С помощью χ2-критерия анализировали сопряжение признаков и сравнивали частоты событий.

Результаты и их обсуждение

В 1-ой контрольной группе по данным клинических тестов-опросников лишь только 2 женщины, что составило 10%, не предъявляли жалоб, в анамнезе не было указаний на хроническую патологию со стороны других органов и систем. Остальные 17 пациенток отмечали периодическое появление приливов жара от 1 до 5 раза в день, повышенную потливость, утомляемость, лабильное настроение, некоторое снижение памяти. Данные жалобы не нарушали общее состояние исследуемых женщин, не оказывали существенного влияния на их работоспособность и жизнедеятельность. В анамнезе отсутствовало указание на сопутствующую патологию и прием медикаментов в постоянном режиме с целью купирования симптомов.

При изучении эмоциональных, когнитивных и мотивационных изменений у больных 2-ой группы обращал на себя внимание выраженный разброс и противоречивость жалоб, интенсивность которых значительно превышала таковую в контрольной группе. Так, для 22 пациенток, которые затем были объединены в подгруппу 2А с преобладанием парасимпатической системы, были характерны частые периоды пониженного настроения и депрессивные состояния в утренние часы, плаксивость и пессимистический настрой, неуверенность в себе, хроническая усталость, низкая самооценка, сонливость, ощущения перебоев в работе сердца, «паралитические» головные боли, пониженное либидо.

При осмотре обращали на себя внимание брадикардия, повышенная влажность кожных покровов, склонность к ранней седине волос, отечность конечностей и одутловатость лица, редкое глубокое дыхание, артериальное давление либо со склонностью к гипотонии или артериальная гипертензия с преимущественным повышением диастолического компонента.

Среди сопутствующей патологии превалировали бронхиальная астма, частые тонзиллиты и фарингиты, выраженные аллергические реакции, варикозная болезнь нижних конечностей и другие.

Для остальных 17 женщин, которые составили подгруппу 2Б с преобладанием симпатической нервной системы, напротив, были характерны повышенная возбудимость и неустойчивое настроение, вечерняя рассеяность, частые бессонницы, повышенная впечатлительность, «наигранность» переживаний, настороженность, оптимистические истерические эмоции, переоценка своих возможностей и самоуверенность, демонстративность, раздражительность, «усталость не ищущая покоя», чувство нехватки воздуха, «спастические» мигренеподобные головные боли, прожекторство. Среди нейровегетативных проявлений обращали на себя внимание тахикардия и боли в области сердца, сухая кожа и гипергидроз ладоней с «липким» потом, учащенное поверхностное дыхание, артериальная гипертензия с преимущественным повышением систолического артериального давления. У данных пациенток из сопутствующей патологии стенокардия, болезнь Рейно и другие. Интенсивность жалоб значительно превышала таковую в 1-ой группе, больные 2-ой группы зачастую состояли на диспансерном учете у смежных специалистов (терапевта, кардиолога, невропатолога), принимали симптоматическое лечение, трудоспособность была нарушена.

Согласно проведенным исследованиям по данным клинических тестов-опросников были выделены две формы климакса – вагоинсулиновый или, так называемый, «синий» (подгруппа 2А) и симпатоадреналовый или «красный» (подгруппа 2Б).

У всех изучаемых женщин были проведены исследования гормонального статуса и ВСР. Показатели САСР отражали клинический тип нарушения вегетативной нервной системы. У практически здоровых людей они позволяли оценить физиологические нормативы регуляторных систем организма.

Данные ВСР не изменялись с возрастом (см. табл. 1): индекс вагосимпатического баланса при нормореактивности организма у здоровых студенток-добровольцев оставался в пределах 1,5, при нарушенной реактивности их организма его значения достоверно колебались ниже и выше 1,0, что характеризовало изменение вегетативного тонуса в сторону ваго- и симпатотонии и согласовалось с литературными данными [1].

Индекс вагосимпатического равновесия (ИВСР) оказался наиболее информативным при выделении групп пациенток по типу реагирования, что позволяет рекомендовать его как диагностический критерий формы реактивности организма больных с КС.

Анализ значений, полученных при проведении САСР показал, что у здоровых женщин контрольной группы показатели ИВСР находились в пределах 1,7, что характеризовало нормореактивность их организма.

Данные ВСР у больных 2А и 2Б подгрупп с патологическим течением КС существенно отличались от таковых 1-ой группы. У пациенток 2А подгруппы с вагоинсулиновой формой КС обращал на себя внимание существенный рост показателей HF на 80% при одновременном снижении значений мощности низких частот на 14%, что приводило к уменьшению ИВСР более чем в 2 раза и определяло преимущественное влияние парасимпатической нервной системы. Для женщин с течением климактерия по симпато-адреналовому типу (2Б подгруппа) был, напротив, характерен рост значений LF на 40% при одновременном уменьшении показателей HF на 37% и соответственно значительное увеличение ИВСР более чем в 2 раза.

Полученные данные свидетельствовали о преобладающем влиянии у данных больных симпатической нервной системы.

Изменения в показателях САСР в значительной степени определяются плотностью адренорецепторов в тканях, причем, важно отметить, что их плотность в течение жизни не изменяется, что позволяет ввести понятие «вегетативного паспорта». Отсюда, форму КС определяет генотип и плотность адренорецепторов, или, другими словами «вегетативный паспорт» больной.

При анализе показателей гормонального статуса пациенток исследуемых групп было выявлено, что колебания значений Кз и Инс с возрастом претерпевают изменения, в отличие от «вегетативного паспорта», что указывает на меньшую информативность данных гормонального баланса в определении реактивности организма. По-видимому, эти гормональные сдвиги в большей степени связаны с ростом соматической патологии, скрытой надпочечниковой недостаточностью, нарушением толерантности к глюкозе и другой патологией у женщин перименопаузального периода. Однако, в целом, тенденции сдвига гормонального баланса в ту или иную стороны сохранялась (см. табл. 2).

Как видно из таблицы в контрольной группе практически здоровых женщин содержание Кз и Инс в крови занимало промежуточное положение в сравнение с таковым у пациенток с патологическим течением климакса.

Выявленная особенность гормонального профиля позволила условно считать индекс гормонального равновесия равным 1,0. У женщин 2А подгруппы с «синей» формой КС на фоне пониженной реактивности организма наблюдался дисгормональный синдром с тенденцией к смещению гормонального баланса в сторону преобладания гормонов стресс-лимитирующей направленности. Так, значения Кз снижались на 14% при одновременном росте уровня Инс на 31%, что также подтверждалось уменьшением индекса Кз/Инс на 34% и сдвигом в сторону Инс по сравнению с контрольной группой на фоне нормореактивности организма женщин с физиологическим течением перименопаузы. Гиперреактивность организма пациенток 2-ой группы 2Б подгруппы («красный» климакс), напротив,  формирует дисгормональный синдром с высоким уровнем в крови стресс-индуцирующих гормонов. Значения Кз были выше контрольных на 29% при одновременном незначительном снижении показателей Инс, с ростом индекса гормонального баланса в сторону Кз на 33%.

Различные формы патологического КС требуют дифференцированного подхода в тактике ведения пациенток в зависимости от типа реактивности их организма. Так, для женщин с симпатоадреналовым КС предпочтительно назначение седативных методов медикаментозной и немедикаментозной терапии, в то время как для больных с вагоинсулиновым течением климакса, напротив, более показана адаптационная терапия.

Выводы

По данным тестов-опросников выделены две клинические формы климактерического синдрома: вагоинсулиновый или «синий» с преобладанием парасимпатической нервной системы и симпатоадреналовый или «красный», напротив, с превалированием симпатического влияния на организм. Это подтверждается изменениями вегетативного и гормонального баланса данных пациенток.

Физиологическое течение менопаузального периода характеризуется ваго-симпатическим и гормональным балансом с развитием адаптации. Патологический климактерический синдром проявляется сдвигом вегетативного статуса в сторону симпато- либо ваготомии, преобладанием стресс-индуцирующих или, напротив, стресс-лимитирующих гормонов на фоне дисадаптационного синдрома.

Наиболее информативными показателями формы климактерического синдрома являются клинические тесты и индексы вагосимпатического и гормонального баланса, позволяющие не только диагностировать, но и служить прогностическим критерием течения климактерия и эффективности проводимой терапии.

Это позволяет их рекомендовать для широкого использования в клинической практике для выделения форм климактерического синдрома с целью дифференцированных подходов к выбору тактики лечения данного патологического состояния.


Список литературы

  1. Баевский Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001.- № 3. – С. 108-127.
  2. Ниаури Д.А. Психоэмоциональные расстройства у женщин в постменопаузе и методы их коррекции / Д.А. Наури, Н.Н. Петрова, О.Г. Чанышева // Журнал акушерства и женских болезней. – 2001. – вып. 1. – С. 90-95.
  3. Серов В.Н. Гинекологическая эндокринология / В.Н. Серов, В.Н. Прилепская, Т.В. Овсянникова. – Москва. – 2006. – С. 471-508.
  4. Сокрут В.Н. Медицинская реабилитация в спорте / В.Н. Сокрут, В.Н. Казаков.– Руководство для врачей и студентов.– Донецк.– 2011– С.240-261.
  5. Чеботникова Т.В. Клинические и метаболические проявления климактерического синдрома / Т.В. Чеботникова, Г.А. Мельниченко, Е.Н. Андреева // Проблемы репродукции.– 2004. - №2 – С.69-76.

Вернуться к номеру