Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Газета «Новости медицины и фармации» 2(206) 2007

Вернуться к номеру

Стратегия и тактика лечения больных с узловой патологией щитовидной железы. Клиническая оценка результатов эхографии и пункционной биопсии

Авторы: С.И. МАТЯЩУК, Е.В. ЭПШТЕЙН, Институт эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко АМН Украины, г. Киев

Рубрики: Эндокринология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

Нами и другими исследователями показано и доказано, что одним из важнейших факторов долгосрочного прогноза у больных раком щитовидной железы является своевременно поставленный диагноз. Точная дифференциальная диагностика карцином с доброкачественными узлами и раннее выявление злокачественных новообразований позволяют проводить лечение на начальных стадиях развития, еще при возможном отсутствии распространения опухоли за пределы железы, регионарного и отдаленного метастазирования, присоединения других неблагоприятных факторов [1]. Вместе с тем необоснованные оперативные вмешательства при доброкачественной узловой патологии могут сопровождаться операционными осложнениями, которые иногда приводят к пожизненной инвалидности больных [2]. С этой точки зрения чрезвычайно важное значение имеет точная дооперационная диагностика новообразований. Сегодня во всем мире она основана исключительно на двух методах исследований — эхографии и пункционной биопсии с последующим цитологическим исследованием пунктата (ТАПБ). Именно их результаты определяют дальнейшую оперативную или консервативную стратегию лечения больных.

К сожалению, приходится констатировать, что показания к оперативному лечению, с которыми мы часто сталкиваемся в повседневной практике, зачастую не только не имеют каких-либо вразумительных клинических обоснований, но и откровенно надуманы. Нередко наблюдалось большое количество неоправданных оперативных вмешательств у больных с доброкачественной узловой патологией. В этой связи в предыдущих публикациях нами была проведена детальная дискуссия по этой проблеме и приведены четкие показания к оперативному лечению больных, принятые ведущими эндокринологическими клиниками мира [2].

В настоящей работе будут подробно рассмотрены конкретные результаты эхографии и пункционной биопсии, на основании которых определяются показания к оперативному вмешательству. Ниже будет изложен достаточно «сухой» и «скучный» материал, но, на наш взгляд, он может быть интересен тем специалистам, кто в свой работе с больными хотел бы руководствоваться здравым смыслом, принятыми международными нормами и точно клинически оценивать результаты ультразвукового и цитологического исследований.

Следуя по «стопам обследования больного», мы рассмотрим две возможные клинические ситуации. В первой (традиционной) при ультразвуковом исследовании у условного больного будет выявлен узел (без эхографической оценки характера), затем выполнена пункционная биопсия. В этой части мы проанализируем все категории результатов ТАПБ: 1) доброкачественную, 2) злокачественную, 3) неопределенную и 4) неинформативную; приведем наиболее частые формулировки цитологических заключений при каждой категории; рассмотрим их проспективное значение (заключения ТАПБ и чему они соответствуют после операции патоморфологически); обсудим также ошибочные (ложноотрицательные и ложноположительные) результаты метода.

В основе второй клинической ситуации лежат результаты наших исследований в области ультразвуковой диагностики тиреоидных опухолей; она также имеет место в повседневной практике. В этом случае эхографически узел не только будет выявлен, но и оценен в соответствии с ультразвуковыми моделями новообразований щитовидной железы [3]. В данной части работы мы рассмотрим проспективное значение каждой из 10 ультразвуковых моделей (УЗ-модель) и чему она соответствует патоморфологически. Приведем также результаты пункционной биопсии этих новообразований.

Особое внимание в работе будет уделено анализу сильных и слабых сторон ультразвукового и цитологического исследований, а также совместной клинической оценке их результатов.

КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДОВАННЫХ БОЛЬНЫХ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В 2000–2005 гг. нами проведены исследования, при которых комплексные ультразвуковые признаки 1022 опухолей щитовидной железы (541 доброкачественной и 481 злокачественной) были сопоставлены с результатами окончательного (послеоперационного) патогистологического исследования (ПТГИ). Обследовано 717 больных (172 мужчин и 545 женщин) в возрасте от 7 до 79 лет, прооперированных в нашем Институте по поводу узловой патологии щитовидной железы. Мы оценивали комплексные ультразвуковые характеристики 7 типов тиреоидных новообразований, которые патоморфологически были выявлены у обследованных больных: узлового зоба (УЗ — 186), аденоматозных узлов (АУЗ — 175), фолликулярных аденом (ФА — 180), фолликулярных (ФК — 19), папиллярных (ПК — 436), медуллярных (МК — 24) и анапластических (АК — 2) карцином. Проанализированы также результаты 635 предоперационных ТАПБ этих новообразований.

Ультразвуковые исследования проводились на ультразвуковом сканере Toshiba SSA-350A (Япония) с использованием датчика частотой 10 МГц и системы цветового допплеровского картирования кровотока. Цитологическое исследование пункционного материала выполнено в лаборатории функциональной диагностики (руководитель группы цитологов — вед. научн. сотр. Ю.М. Божок). Патогистологическое исследование удаленных новообразований проведено в лаборатории морфологии эндокринной системы (руководитель — проф. Т.И. Богданова).

Диагностическую точность дооперационной оценки характера новообразований при ультразвуковом и цитологическом исследованиях проверяли путем их сопоставления с результатами послеоперационного ПТГИ.

Категории диагнозов и статистический анализ. Категории диагнозов, показатели чувствительности, специфичности и диагностической точности методов УЗИ и ТАПБ определяли и рассчитывали по общепринятым правилам и формулам [4].

Диагнозы УЗИ и ТАПБ, совпадающие с данными ПТГИ, относили к категории истинно положительных (ИП — правильно установленная злокачественность) и истинно отрицательных (ИО — правильно установленная доброкачественность), а противоположные данные ПТГИ — к ложноположительным (ЛП), когда диагноз злокачественности не подтверждался (при ПТГИ установлена доброкачественность) и ложноотрицательным (ЛО), когда диагноз доброкачественности не подтверждался (при ПТГИ установлена злокачественность). Кроме того, выделяли две категории результатов: неопределенные — характер новообразований данным методом определить не представлялось возможным (например, фолликулярная неоплазия) и неинформативные  — результаты ТАПБ при недостаточном количестве клеточного материала для цитологического исследования.

Диагностические показатели эхографии и пункционной биопсии рассчитывали по следующим формулам (неопределенные и неинформативные результаты не учитываются):

чувствительность = 100 х ИП / (ИП + ЛО);

специфичность = 100 х ИО / (ИО + ЛП);

диагностическая точность =100 х (ИП + ИО) / ИП + ИО + ЛП + ЛО).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Пункционная биопсия (ретроспективный анализ). Основные показатели метода представлены в табл. 1. Правильный цитологический диагноз (ИП + ИО) был установлен в 502 случаях из 635 (79,05 %), общая диагностическая точность ТАПБ составила 94,54 %. В остальных 133 случаях (20,95 %): 1) цитологически определить характер узлов не представлялось возможным в 16,38 % — получены неопределенные (7,40 %) и неинформативные (8,98 %) результаты; 2) ошибочная оценка узлов составила 4,56 %, в том числе ложноположительная — 2,83 % и ложноотрицательная — 1,73 %.

Злокачественные опухоли. Цитологическое исследование точно определило характер 91,84 % злокачественных новообразований (ИП), при этом уровень ложно отрицательных результатов («пропущенная» злокачественность) составил только 1,73 % (ЛО). Наиболее высокая диагностическая точность (ДТ) отмечена при папиллярных карциномах (97,66 %), которая несколько превысила соответствующий показатель (96,43 %) интраоперационного экспресс-гистологического исследования (табл. 2).

Диагностические показатели ТАПБ, а также наиболее частые варианты заключений цитологического исследования при папиллярных карциномах представлены в табл. 3. Заключения, встречающиеся менее 5 раз, не приведены. Формулировки ТАПБ систематизированы по принципу убывания частоты случаев и представлены в том виде, в каком они изложены в истории болезни. Поскольку всего вариантов цитологических заключений более 60, некоторые из них объединены в близкие по значению группы.

Как показывают приведенные данные, у больных папиллярным раком щитовидной железы пункционная биопсия точно выявила без малого 95 % этих опухолей (табл. 3, ИП — пп. 1–4) с очень высокой диагностической точностью — почти 98 %. Это несколько превысило диагностические показатели других методов: УЗИ — 85,4 и 99,5 %, ЭКС—Б — 88,3 и 96,4 % соответственно. Необходимо отметить, что относительно меньшая выявляемость папиллярных карцином последними обусловлена тем, что некоторые разновидности папиллярного рака, особенно инкапсулированные формы с фолликулярным типом гистологического строения (до 15 % папиллярных карцином), близки по морфологическому строению к фолликулярным аденомам, что значительно затрудняет их дифференциальную диагностику. Вследствие этого частота неопределенных эхографических и экспресс-гистологических результатов (фолликулярная неоплазия) при папиллярных карциномах существенно превышает таковую при цитологическом исследовании (табл. 3, п. 5): ТАПБ — 2,3 %, ЭКС-Б — 8,4 % и УЗИ — 14,2 %.

Учитывая также низкий уровень ошибочных (ЛО — 2,3 %) и неинформативных (0,6 %) результатов ТАПБ, можно с уверенностью утверждать, что пункционная биопсия является лучшим предварительным (до этапа окончательной диагностики при ПТГИ) методом оценки характера папиллярных карцином.

Фолликулярная карцинома была выявлена у 19 прооперированных больных, что составило 3,95 % от числа злокачественных опухолей. Напомним, что морфологически фолликулярная карцинома является высокодифференцированной инкапсулированной гиперцеллюлярной фолликулярной злокачественной опухолью щитовидной железы; она практически ничем не отличается от фолликулярной аденомы подобного гистологического строения. Как показывают результаты, именно при таких разновидностях опухолей наблюдается наибольшее число расхождений данных дооперационного цитологического и окончательного патогистологического исследований в определении их доброкачественности или злокачественности. Это не связано с квалификацией цитологов, а является одним из ограничений ТАПБ как метода диагностики. В мировой практике эти опухоли определяются как «серая зона» пункционной биопсии или «фолликулярные неоплазии» — новообразования, характер которых установить на дооперационном этапе, в том числе эхографически, а также при интраоперационном экспресс-гистологическом исследовании практически невозможно. Точный диагноз опухолей группы фолликулярных неоплазий устанавливается только при окончательном патогистологическом исследовании на основании признаков инвазии опухоли в собственную капсулу [3].

Наши результаты подтверждают невозможность точной дооперационной диагностики фолликулярных карцином (табл. 2–4). Как показано в табл. 2, примерно у половины больных с этими опухолями при ТАПБ получены неопределенные результаты (пп. 2, 6–8), в остальных случаях — поровну правильные (пп. 3-4) и ошибочные (п. 1). Диагностическая точность пункционной биопсии фолликулярных карцином составила только 50 %, аналогичный результат получен и с помощью эхографии (табл. 2). Диагностическая точность интраоперационной экспресс-биопсии этих опухолей несколько превысила показатели ТАПБ и УЗИ, составив 75 %, в то же время она оказалась самой низкой при этом методе исследования по сравнению с оценкой других типов доброкачественных и злокачественных новообразований.

Медуллярная карцинома была выявлена в 24 случаях, что составило 4,99 % от числа злокачественных опухолей у прооперированных больных. Диагностические показатели ТАПБ, а также варианты заключений цитологического исследования при этих опухолях представлены в табл. 5.

Как показывают приведенные данные, в 18 случаях (90 %) ТАПБ правильно установила злокачественность этих опухолей (табл. 5, ИП: пп. 1–3), при этом в подавляющем большинстве диагноз медуллярной карциномы был установлен точно (п. 1). Два случая, из которых в одном наблюдался ложноотрицательный (п. 4), в другом — неинформативный результаты были связаны с малым (менее 1 см) размером опухолей. Необходимо отметить, что хотя диагностическая точность ТАПБ при медуллярной карциноме составила 94,74 %, что оказалось ниже соответствующего показателя эхографии (табл. 2), пункционная биопсия является лучшим методом диагностики этих опухолей. Такой вывод основан на том, что при ультразвуковом исследовании в половине случаев медуллярные карциномы были оценены как фолликулярные неоплазии (неопределенная категория, которая не входит в формулу расчета диагностической точности метода), при ТАПБ таких результатов не наблюдалось; у остальных больных эхографически предполагалось наличие злокачественного образования, а при цитологическом исследовании в 75 % случаев точно установлено, какого именно.

Анапластическая карцинома была выявлена у 2 больных (0,2 % от числа злокачественных опухолей). В обоих случаях цитологическое исследование правильно установило злокачественность этих опухолей (карцинома щитовидной железы и медуллярная карцинома).

Продолжение в следующем номере


Список литературы

1. Матящук С.И., Эпштейн Е.В. Стратегия и тактика лечения больных с узловой патологией щитовидной железы. Часть 2. Клиническое поведение различных типов карцином и долгосрочный прогноз // Ліки України. — 2004. — № 11-12; 2005. — № 1-3.

2. Эпштейн Е.В., Матящук С.И. Стратегия и тактика лечения больных с узловой патологией щитовидной железы. Часть 3. Показания к оперативному лечению. Дискуссия // Ліки України. —2005. — № 4, 7-10.

3. Эпштейн Е.В., Матящук С.И. Ультразвуковое исследование щитовидной железы. Атлас-руководство. — 2-е изд. — К.: КВІЦ, 2004. — 382 с.

4. Burch H.B., Burman K.D., Reed H.L. et al. Fine needle aspiration of thyroid nodules. Determinants of insufficiency rate and malignancy yield at thyroidectomy // Acta Cytol. — 1996. — 40, № 6. — Р . 1176-1183.


Вернуться к номеру