Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 2 (29) 2011

Вернуться к номеру

Рациональное применение жаропонижающих средств при гриппе у детей

Авторы: Самойленко И.Г., Максимова Н.В., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Версия для печати


Резюме

Обследовано 40 детей разных возрастов с гриппом А/Н1N1, вспышка которого отмечена зимой прошедшего года. В нашей работе рассмотрено применение жаропонижающего средства Нурофен для детей в комплексном лечении гипертермического синдрома при данном типе инфекции.


Ключевые слова

Дети, грипп А/Н1N1, жаропонижающее средство.

Защитно-приспособительный механизм лихорадки при гриппе заключается в активации иммунитета, что способствует формированию адаптивного ответа [1, 2]. Поступление в организм чужеродных антигенных структур приводит к активации фагоцитов и натуральных киллеров, повышению синтеза и продукции интерферона. При этом в фагоцитах возрастает образование эндогенного пирогена — биологически активной субстанции, приводящей к повышению температуры тела. Установлено, что эндогенный пироген неоднороден и представляет собой группу белков, среди которых выделены 2 активных полипептида. Последние по предложению Дж. Оппенгейма, К. Мельтцера и О. Мицела принято обозначать как интерлейкин-1 (ИЛ-1), который считается основным медиатором развития лихорадки и других процессов острой фазы воспаления [3–5].

При гипертермии активизируется циклооксигеназа (ЦОГ), что приводит к перестройке теплопродукции и теплоотдачи. Повышение теплопродукции достигается за счет усиления метаболизма и сужения сосудов кожи, уменьшается скорость периферического сосудистого кровотока, снижается теплоотдача. Так гипертермия, активируя факторы иммунной защиты, создает условия, препятствующие распространению в организме инфекции, и способствует элиминации возбудителя. Чем младше ребенок, тем опаснее для него подъем температуры в связи с высоким риском развития нарушений витальных функций [1, 4, 6].

В тех случаях лихорадки, когда имеются показания для назначения жаропонижающих лекарственных средств, необходимо в индивидуальном порядке решить вопрос о выборе конкретного антипиретика и способа его введения. Выбор терапевтической тактики при лихорадке у детей определяется комплексом клинических и анамнестических факторов. Жаропонижающим эффектом обладают нестероидные противовоспалительные лекарственные препараты (НПВП), или, как их еще называют, анальгетики-антипиретики. Механизм действия НПВП заключается в ингибировании ЦОГ. При этом уменьшается образование простагландинов, брадикинина, эндогенных пирогенов, радикалов кислорода. Это приводит к снижению активности воспалительного процесса (противовоспалительный эффект НПВП) и сопровождается уменьшением болевой рецепции в locus morbi (анальгезирующий эффект НПВП) [7–9]. Уменьшение концентрации простагландинов в цереброспинальной жидкости приводит к нормализации температуры тела (антипиретический эффект) [2, 6, 8]. Препаратом выбора при гипертермии у детей являются парацетамол и ибупрофен [2, 8–15].

Цель исследования: провести открытое неконтролируемое исследование клинической эффективности и безопасности Нурофена для детей в лечении детей разных возрастных групп, больных гриппом А/Н1N1. Работа проведена на базе детского городского пульмонологического и инфекционного отделения ЦГКБ № 3 г. Донецка (главный врач д.м.н. В.Л. Подоляка, зав. отделением Э.В. Бухтияров).

Материалы и методы

В исследование были включены 40 пациентов в возрасте от 3 месяцев до 15 лет с установленным клинически и подтвержденным лабораторно гриппом А/Н1N1. Среди них были выделены 3 возрастные группы: 20 детей до 3 лет (первая группа), 9 детей до 7 лет (вторая группа) и 11 детей от 7 до 15 лет (третья группа). Все дети поступали в отделение на первые-вторые сутки от начала заболевания. Клинически характерными симптомами были: контакт с больными детьми или членами семьи, головная боль, фебрильная лихорадка, интоксикация, кашель, у троих пациентов первой группы — судорожный синдром. Лабораторно в общем анализе крови отмечены лейкоцитоз — у 31 больного, что составило 77,5 %; лейкопения — у 6 (15,0 %); анемия — у 15 (37,5 %) пациентов. При взятии смыва из носоглотки у всех детей подтвержден лабораторно диагноз гриппа и идентифицирован штамм А/California/04/2009(Н1N1).

Осложнения перенесенной гриппозной инфекции отмечены чаще всего у детей младшей возрастной группы (I группа) в виде обструктивного бронхита и вирусной пневмонии и составили в общей сложности 35,0 % (7 пациентов). У детей II группы осложнения развивались реже, проявлялись в виде обострения хронического гайморита и синусита, и зарегистрированы у двоих больных (2,2 %). В III группе зарегистрированы три случая (34,5 %) осложнений в виде пневмонии у детей с бронхиальной астмой в анамнезе.

При поступлении в стационар во всех группах преобладали дети в среднем (48,2 %) и тяжелом (25,8 %) состоянии. Анамнестические особенности у детей I группы представлены перинатальным поражением ЦНС, атопическим дерматитом; у детей II группы — хроническим тонзиллитом, обструктивным бронхитом (более 2 раз), дискинезией желчевыводящих путей; в III группе в анамнезе обращало на себя внимание наличие сопутствующих хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма, вегетососудистая дистония. Контрольную группу составили сверстники, получавшие другие жаропонижающие средства при ОРВИ и гриппе.

Всем пациентам в комплексной терапии гриппа при гипертермическом синдроме назначали Нурофен для детей в возрастной дозировке от 5 до 10 мг/кг 3–4 раза в сутки, что чаще составляло от 2,5 до 5 мл суспензии на прием (использовали мерные ложки). Купировался гипертермический синдром у детей I группы в среднем за 3 (± 1) дня, а у детей II и III группы — за 4–5 дней. Схема приема Нурофена для детей в этих группах несколько отличалась, и при снижении температуры до субфебрильной препарат давался в половинной дозе еще в течение 2–3 дней. Изучение клинического состояния пациентов включало оценку жаропонижающего, противовоспалительного и болеутоляющего действия, продолжительности курса Нурофена для детей, регистрацию нежелательных явлений.

Результаты и их обсуждение

Все обследованные пациенты трех групп имели подтвержденный диагноз гриппа, получали комплексную терапию при гипертермическом синдроме суспензией Нурофен для детей. Кроме жаропонижающей терапии всем детям назначались противовирусные препараты, при необходимости — дезинтоксикационная инфузионная терапия; в случаях присоединения бактериальной инфекции — антибиотики. Эффективность лечения оценивалась по регрессии клинической симптоматики (нормализация температуры и общего состояния, уменьшение кашля, боли в горле, исчезновение головной боли, улучшение лабораторных показателей). Клинический успех в лечении данного вида респираторной инфекции был достигнут у всех детей, находящихся в исследуемой группе. Из всех пациентов с подтвержденным лабораторно гриппом А/Н1N1 ни один ребенок не умер. У 4 детей I группы жаропонижающий эффект был минимальным и кратковременным (использовалась литическая смесь парентерально).

Снижение интенсивности головной боли после начальной дозы Нурофена для детей отмечалось через 30–60 мин, максимальное действие наблюдалось через 1,5–2 ч. Длительность обезболивающего эффекта составила от 4 до 8 ч (в среднем по группе 4,9 ± 2,6 ч). Частота адекватного обезболивающего действия отмечена у подавляющего большинства пациентов II и III группы. После первого приема препарата назначение Нурофена для детей оказалось эффективным у 58 % детей, удовлетворительный эффект был отмечен у 10 (25 %) пациентов и только у 5 (12,5 %) больных обезболивающий эффект не был достигнут в первые часы терапии.

В контрольной группе сверстников, получавших другие жаропонижающие средства при гриппе, частота развития осложнений была несколько выше — на 8,2 %, скорость купирования лихорадки в среднем удлинялась на 1,5 дня, аллергическая реакция зарегистрирована в 1 случае в виде аллергического дерматита у ребенка 4 лет.

Необходимо отметить, что Нурофен для детей обладает хорошими вкусовыми качествами и хорошо переносился детьми самого разного возраста. Побочных эффектов со стороны органов пищеварения, развития аллергических реакций, усиления или провокации бронхоспазма не отмечалось. Ни у одного из пациентов прием препарата не был прекращен по причине нежелательных явлений.

Выводы

1. В исследовании, проведенном у детей с подтвержденным гриппом А/Н1N1, выявлена высокая клинико-лабораторная эффективность применения в комплексе лечения гипертермии Нурофена для детей.

2. Отмечается хорошая переносимость препарата Нурофен для детей, что свидетельствует о его высокой клинической безопасности.

3. Препарат хорошо сочетается в комплексе терапии гриппозной инфекции у детей разных возрастных групп.

4. Препарат обладает многонаправленной (антипиретической, противовоспалительной, анальгезирующей) эффективностью и может использоваться у детей.


Список литературы

1. Андрущук А.А. Лихорадочные состояния, гипертермический синдром // Патологические синдромы в педиатрии. — К.: Здоров’я, 1977. — С. 57-66.

2. Дейл М.М., Формен Дж.К. Нестероидные противовоспалительные препараты // Руководство по иммунофармакологии: Пер. с англ. / Под ред. М.М. Дейла, Дж.К. Формена. — М.: Медицина, 1998. — С. 260-268.

3. Динарелло К.А. Интерлейкин // Руководство по иммунофармакологии: Пер. с англ. / Под ред. М.М. Дейла, Дж.К. Формена. — М.: Медицина, 1998. — С. 161-166.

4. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н. ОРВИ у детей. — М., 2006. — 61 с.

5. Лоурин М.И. Лихорадка у детей. — М.: Медицина, 1985.

6. Моррей Дж.П. Синдром Рейе // Интенсивная терапия в педиатрии: В 2 томах: Пер. с англ. / Под ред. Дж.П. Моррея. — М.: Медицина, 1995. — Т. 1. — С. 376-388.

7. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика: Научно-практическая программа Союза педиатров России. — М.: Международный Фонд охраны здоровья матери и ребенка, 2002. — 69 с.

8. Таточенко В.К. Рациональное применение жаропонижающих средств у детей // РМЖ. — 2000. — Т. 8, № 3-4. — С. 40-42.

9. Цыбулькин Э.Б. Лихорадка // Угрожающие состояния у детей. — СПб.: Специальная литература, 1994. — С. 153-157.

10. Чебуркин А.В. Патогенетическая терапия и профилактика острого инфекционного токсикоза у детей. — М., 1997. — 48 с.

11. Ветров В.П., Длин В.В. и др. Рациональное применение антипиретиков у детей: Пособие для врачей. — М., 2002. — 23 с.

12. Геппе Н.А., Зайцева О.В. Представления о механизмах лихорадки у детей и принципах жаропонижающей терапии // Рус. мед. журн. — 2003. — 11, 1 (173). — 31-7.

13. Зайцева О.В. Эффективность ибупрофена в терапии острой боли у детей // Педиатрия. — 2004. — 2. — 37-41.

14. Коровина Н.А., Заплатников А.Л. и др. Лихорадка у детей. Рациональный выбор жаропонижающих лекарственных средств: Руководство для врачей. — М., 2000. — 67 с.

15. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика: Научно-практическая программа. — М., 2002.


Вернуться к номеру