Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Международный эндокринологический журнал 8 (32) 2010

Вернуться к номеру

Изучение роли аутоиммунных поражений гипоталамо-гипофизарной области в развитии идиопатического центрального несахарного диабета

Авторы: Каримова М.М., Халимова З.Ю., Разуменко Е.В.? Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр эндокринологии, г. Ташкент, Узбекистан

Рубрики: Эндокринология

Версия для печати


Резюме

В работе изучена распространенность центрального несахарного диабета в структуре общей заболеваемости несахарным диабетом в г. Ташкенте. Авторами составлен регистр заболеваемости по специально разработанным картам и обследованы 174 больных. Больным с центральным несахарным диабетом проведена магнитно-резонансная томография гипоталамо-гипофизарной области и исследованы аутоантитела к гипофизарной ткани.

На основании результатов исследования авторы пришли к выводу, что аутоиммунный процесс при центральном несахарном диабете связан с клиническими, иммунологическими и рентгенологическими показателями. Наличие аутоантител к гипофизу связано с такими показателями, как возраст начала болезни до 35 лет, существование аутоиммунных заболеваний в анамнезе, рентгенологически подтвержденное утолщение стебля гипофиза и отсутствие пятна от нейрогипофиза.


Ключевые слова

Центральный несахарный диабет, идиопатический несахарный диабет, аутоиммунный гипофизит, аутоантитела к гипофизарной ткани.

Введение

В настоящее время в ряде случаев эндокринных заболеваний, ранее классифицированных как идиопатические, причиной патологического процесса признан аутоиммунный процесс (R. Pivonello, 2001; И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко, 2008). Для таких иммунно-эндокринных заболеваний, как диффузный токсический зоб (ДТЗ), сахарный диабет (СД) 1-го типа, хроническая надпочечниковая недостаточность (ХНН) и др., характерны недостаточность какого-либо специфического гормона и наличие в крови аутоантител к гормонпродуцирующим клеткам [1, 5, 7, 9, 10, 12, 13], в том числе и в части случаев центральный несахарный диабет (ЦНД) связан с наличием аутоантител к аргинин-вазопрессин(АВП)-секретирующим клеткам гипоталамуса [2–4, 6, 8, 11].

ЦНД является редким заболеванием, имеющим различную этиологию, в том числе пороки развития, аутоиммунную реакцию, воспалительную инфильтрацию вследствие неоплазий, травмы, а также мутации кодирования гена АВП [9, 12].

В литературе последних лет есть также указания на то, что идиопатический несахарный диабет (НД) в части случаев может быть проявлением лимфоцитарного гипофизита, имеющего зачастую подострое течение, острый период которого остается недиагностированным. (E. Thodou, S.L. Asa и др.) [7, 9, 10, 12, 13].

По данным Л.К. Дзерановой с соавт. (2001), приобретенные формы НД, обусловленные неоплазией головного мозга, аденомами гипофиза и гипоталамуса, составляют 29 %, а посттравматические формы — 18 % [2, 3].

R. Pivonello c соавт. (2003) при обследовании 150 больных с НД установили, что 1/3 случаев ЦНД составляет идиопатическая форма болезни [5, 10].

Ухудшение экологической ситуации, беспорядочный прием антибиотиков широкого спектра действия, а также учащение инфекционных и вирусных поражений и ряд других факторов обусловливают высокую частоту встречаемости аутоиммунных заболеваний, в том числе и полигландулярной недостаточности [1, 4, 6]. В рамках данного синдрома за последние годы прослеживается увеличение случаев НД, особенно у лиц молодого возраста и проживающих в экологически неблагоприятных регионах Республики Узбекистан (РУз). Отсутствие точных данных о распространенности НД по РУз, различных его формах и частоте встречаемости в зависимости от пола, возраста и региона, недостаточность проводимых лечебно-профилактических мер по снижению заболеваемости НД и неуточненный генез болезни (идиопатический, наследственный, центральный и др.) создают серьезную проблему в плане организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения препаратами антидиуретического гормона.

Ввиду этого мы задались целью: уточнить природу часто диагностируемого идиопатического ЦНД с использованием антител к гипофизарной ткани.

Материалы и методы

Для подобных исследований из 174 пациентов с НД по г. Ташкенту мы отобрали 11 с идиопатическим ЦНД и 52 больных с ЦНД в сочетании с другими аутоиммунными процессами. При этом исключались больные старше 35 лет. Таким образом, в данную группу были включены 63 больных. Возраст больных варьировал от 17 до 35 лет. У 83 анализы крови на содержание аутоантител не проводились, так как у них генез болезни был верифицирован.

Для реализации данной цели в первую очередь мы анализировали частоту различных аутоиммунных процессов у больных с ЦНД, проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) гипоталамо-гипофизарной области (ГГО) и исследовали уровни аутоантител к гипофизарной ткани.

Результаты исследования и обсуждение

Так, в нашем исследовании из 174 больных с НД по г. Ташкенту у 11 больных (6,3 %) установлен идиопатический НД. Исследование частоты других аутоиммунных процессов у данных больных показало, что этот ряд болезней у них варьировал в широких пределах. Установлена наибольшая частота встречаемости следующих патологий: аутоиммунный тиреоидит (АИТ) у 29 больных (16,6 %), ХНН — у 14 (8 %) и СД 1-го типа — у 4 (2,3 %). Более того, у 34 больных (19,5 %) имели место пернициозная анемия, ДТЗ и витилиго — у 6 (3,4 %), ревматоидный полиартрит — у 3 больных (1,7 %).

Далее мы оценили существование связи между наличием в анамнезе аутоиммунного заболевания и развитием ЦНД. С учетом данных литературы, указывающих на вероятность развития аутоиммунного процесса у человека моложе 35 лет с наличием аутоиммунного заболевания в анамнезе, которая составляет от 82 до 91 %, мы анализировали частоту аутоиммунных заболеваний у наших больных с ЦНД в двух возрастных группах — до 35 лет и более 35 лет (табл. 1, рис. 1).

Итак, подобное распределение случаев показало четкое преобладание частоты встречаемости аутоиммунных заболеваний у больных с ЦНД в возрасте до 35 лет, что согласуется с данными литературы. Более того, зарегистрированные 11 больных с идиопатическим ЦНД входили в группу больных до 35 лет.

Как было изложено выше, из зарегистрированных 174 больных у 63 с ЦНД исследовались уровни аутоантител к гипофизарной ткани и проводились МРТ ГГО. Исследованию был подвергнут 91 образец крови (63 больных с ЦНД и 28 лиц группы контроля). Данная группа больных характеризовалась следующим образом: контрольная группа из 28 лиц без НД, но с наличием других аутоиммунных патологий, в том числе АИТ, СД 1-го типа, витилиго, ревматоидного артрита. Возраст группы контроля варьировал от 20 до 35 лет, в среднем составил 28,6 ± 3,1 года. 2-я группа — 63 больных с ЦНД в возрасте до 35 лет, в анамнезе с аутоиммунной патологией. Результаты исследования выявили положительный титр аутоантител в различных титрах (от 1 : 2 до 1 : 64) только в 32 образцах (35,2 %) крови (рис. 2). Из них в 7 (22 %) случаях титр ­аутоантител к гипофизу составил 1 : 2, в 8 (25 %) — 1 : 4, в 10 (3,1 %) — 1 : 16, в 2 (6,3 %) — 1 : 32 и, наконец, в 5 (15,6 %) — 1 : 64. Далее мы распределили положительные образцы крови по группам больных и обнаружили, что 13 образцов из 32, то есть в 1/3 случаев, относились к группе контроля, а 19 образцов соответствовали больным из основной группы.

Как видно из рис. 2, 13 (42 %) случаев с позитивными титрами аутоантител, причем случаи с наиболее низкими титрами приходились на группу контроля. Углубленный анализ пациентов основной группы с позитивными титрами показал, что с наиболее высоким титром (1 : 64) аутоантител были пациенты с ЦНД в сочетании с АИТ (3 больных), двое с СД 1-го типа и двое больных с титром 1 : 32 приходились на больных с синдромом пустого турецкого седла (СПТС) и ХНН. В остальных 12 случаях выявлены также низкие титры аутоантител, которые приходились на больных инфундибулемой (2 случая), с идиопатической формой НД (8 случаев) и с эндокринным бесплодием и тиреотоксикозом (2 случая).

Результаты исследований показали значительное преобладание частоты встречаемости аутоиммунных патологий у лиц моложе 35 лет. При этом визуализационные методы (КТ/МРТ) позволили выявить в 55 % случаев утолщение стебля гипофиза, у 52 % больных отсутствие пятна от нейрогипофиза и более чем у 20 % — наличие аденом гипофиза и СПТС.

Вышеуказанные результаты исследований и данные литературы [11–13] свидетельствуют о том, что в некоторых случаях ЦНД может быть частью аутоиммунного полигландулярного синдрома (АПС), при которых диагностированные аутоиммунные заболевания клинически или серологически связаны с ЦНД [1, 6, 12, 13]. Следует отметить, что лимфоцитарный вороночный нейрогипофизит при ЦНД, который в наших случаях был установлен на МРТ у 47 больных (27 %), может идентифицироваться при биопсии гипофизарной ножки, что способствует выявлению лимфоцитарной инфильтрации клеток плазмы, или при МРТ визуализации, а также исчезать со временем спонтанно или после приема кортикостероидов. Наличие лимфоцитарного вороночного нейрогипофизита у таких больных наводит на мысль об утолщении гипофизарной ножки и наличии аутоантител к АВП-секретирующим клеткам при других субклинических или клинических аутоиммунных заболеваниях или без них.

Существование связи между наличием в анамнезе аутоиммунного заболевания и наличием аутоантител к гипофизарной ткани говорит об общей предрасположенности к развитию аутоиммунного ЦНД лиц с таким сочетанием [5, 10]. Это подтверждается существованием плюрисистемных аутоиммунных заболеваний и согласуется с уже описанной связью между полиэндокринными аутоиммунными заболеваниями и идиопатическим ЦНС.

Подытоживая сказанное выше, можно отметить, что наличие в анамнезе аутоиммунного заболевания у больных идиопатическим ЦНД можно рассматривать как маркер аутоиммунного ЦНД. Аналогично этому наличие аутоиммунного заболевания у лиц, не страдающих ЦНД, может быть предиктором развития аутоиммунного ЦНД.

Выводы

1. Аутоиммунитет является одним из патогенетических моментов развития ЦНД.

2. Лиц молодого возраста (до 35 лет) при наличии двух и более аутоиммунных заболеваний и таких факторов риска, как интракраниальная гипертензия, черепно-мозговая травма и нейроинфекции, необходимо подвергать МРТ-исследованию ГГО и определению уровня антител к гипофизу как предикторов развития аутоиммунного ЦНД.

3. Установлено значительное преобладание частоты встречаемости аутоиммунной патологии у больных с ЦНД моложе 35 лет, при этом в 55 % случаев выявлено утолщение стебля гипофиза, у 52 % больных — отсутствие пятна от нейрогипофиза и более чем у 20 % — наличие аденом гипофиза и СПТС.

4. Обнаружение аутоантител к АВП-секретирующим клеткам (или ткани гипофиза ) у больных с ЦНД и идиопатическим НД указывает на то, что распространенность аутоиммунного ЦНД выше официальной.


Список литературы

1. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний: Руководство. — М.: Медицина, 2002. — С. 155-172.
2. Дзеранова Л.К., Пигарова Е.А. Центральный несахарный диабет: современные аспекты диагностики и лечения // Леч. врач. — М., 2006. — № 10. — С. 42-47.
3. Дедов И., Воронцов А.В., Вакс В.В. и др. Магнитно-резонансная томография гипоталамо-гипофизарной области в диагностике нейрогенного несахарного диабета // Пробл. эндокринологии. — M., 2003. — № 1. — C. 3-7.
4. Наглядная эндокринология: Пер. с англ. / Под ред. Г.А. Мельниченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — С. 72-77.
5. Чарногурский Г., Кейрес Т.А. Несахарный диабет // Доказательная эндокринология: Руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — C. 72-75.
6. Эндокринология: Национальное руководство / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — С. 673-677.
7. Сemeroglu A.P., Blaivas M., Muraszko K.M. et al. Lymphocytic hypophysitis presenting with diabetes insipidus in a 14-year-old girl case report and review of the literature // Eur. J. Pediatr. — 1999. — Vol. 82(11). — Р. 684-688.
8. Сhico A., Puig-domingo M., Martui P., De Juan M. et al. Hypophysitis: endocrinologic and dynamic MR findings // AJNR Am. J. Neuroradil. — 1998. — Vol. 21. — Р. 439-444.
9. De Bellis A., Colao A., Di Salle F. et al. A longitudinal study of vasopressin cell antibodies, posterior pituitary function, and magnetic resonance imaging evaluationis in subclinical autoimmune central diabetes insipidus // J. Clin. Endocrinol. Metab. — 1999. — Vol. 84. — Р. 3047-3051.
10. Рivonello R. Central diabetes insipidus and autoimmunity // J. Clin. Endocinol. Metab. — 2003. — Vol. 88. — P.1629-1636.
11. Sato N., Sze G., Endo K. Hypophysitis: endocrinologic and dynamic MR findings // Am. J. Neuroradiol. — 1998. — Vol. 19. — P. 439–444.
12. Scherbaum W.A., Bottazzo G.F., Slater J.H.D. Autoantibodies to vasopressin producing cells of human hypothalamus in idiopathic diabetes insipidus. Evidence for an autoimmune variant // Lancet. — 2004. — № 1. — P. 897-901.
13. Scherbaum W.A., Bottazzo G.F., Czernichow P. Role of autoimmunity in central diabetes insipidus // Diabetes insipidus in man. Frontiers in hormone research. — Basel: Karger, 2005. — Vol. 13. — P. 922-925.
14. Thodou E., Asa Sl., Kontogeorgos G. et al. Clinical case seminar: lymphocytic hypophysitis: clinicopathological findings // J. Clin. Endocrinal. Metab. — 2003. — Vol. 80. — P. 2302-2311.


Вернуться к номеру