Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря


UkraineNeuroGlobal

UkraineCardioGlobal

Сучасні тренди діагностики і лікування в стоматології

Актуальні інфекційні захворювання


Травма та її наслідки

UkraineOncoGlobal

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

UkrainePediatricGlobal

Національна школа терапевтів України
день перший
день другий
день третій

Жінка та війна: формули виживання

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Журнал "Медицина невідкладних станів" 3(4) 2006

Повернутися до номеру

Гиполипидемическая активность ЭНТЕРОСОРБЕНТА энтеросгель у больных с ишемической болезнью сердца и сопутствующим сахарным диабетом ii типа

Автори: М.Н. ДОЛЖЕНКО, Н.А. ПЕРЕПЕЛЬЧЕНКО, С.В. ПОТАШЕВ, Л.К. СОКОЛОВА , Киевская медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, Институт эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиcсаренко АМН Украины

Рубрики: Медицина невідкладних станів, Кардіологія

Розділи: Клінічні дослідження

Версія для друку

Известно, что нарушения липидного обмена, независимо от нозологии, имеют общие этиопатогенетические механизмы. Изменения метаболизма при дислипидемии носят системный характер и сопровождаются нарушением функ­ций печени, которая часто является органом-мишенью при липидном дистресс-синдроме (ЛДС). ЛДС развивается как системная патологическая реакция организма на основе нарушений липидного обмена в виде патобиохимических и патоморфологических процессов, выходящих за рамки органа-мишени, способствующая возникновению новых или прогрессированию имеющихся заболеваний [3].

Основную роль в развитии морфофункциональной патологии печени играет ее ретикулоэндотелиальная система, действующая в тесной метаболической кооперации с гепатоцитами и микрофлорой кишечника. Наиболее важным звеном патогенеза ЛДС является нарушение энтерогепатической циркуляции желчных кислот (ЖК) — природного механизма холестеринового гомеостаза. ЖК синтезируются в гепатоцитах из холестерина (ХС) и поступают в желчь в составе конъюгата с глицином и таурином. В тонкой кишке под воздействием ферментов происходит деконъюгация ЖК и образуются их соли, участвующие в образовании мицелл, необходимых для всасывания жиров. После всасывания жиров 85-90% ЖК в толстой кишке абсорбируются в кровь и по воротной вене транспортируются в печень, где вновь включаются в состав желчи. Остальные 10-15% ЖК выводятся, а их потеря восполняется синтезом ЖК в гепатоцитах, для чего используется холестерин.

Усиление размножения бактерий в кишечнике сопровождается повышенной деконъюгацией связанных ЖК, что приводит к всасыванию практически всего пула ЖК. Вследствие этого уменьшается их синтез в гепатоцитах и повышается содержание холестерина в крови, формируется дислипопротеинемия.

В патогенезе атерогенной дислипопротеинемии при сахарном диабете (СД) ведущую роль играет нарушенный метаболизм липопротеидов, богатых триглицеридами (ТГ) [7]. У больных усиливается секреция гепатоцитами липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП), что сопровождается нарушением клиренса ЛПОНП и хиломикронов, накоплением в крови их ремнантных частиц, обладающих высокой атерогенностью [6]. Возрастание содержания ЛПОНП коррелирует с появлением мелких плотных частиц липопртеидов низкой плотности (ЛПНП) и липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), обладающих соответственно усиленным проатерогенным и ослабленным антиатерогенным действием [5].

Вместе с ЖК в печень с кровью поступает и большое количество эндотоксина, продуцируемого грамотрицательной микрофлорой. Для его связывания используются антиатерогенные ЛПВП. Эндотоксемия приводит к депрессии ретикулоэндотелиальной системы печени и гепатоцитов, активизации многочисленных цитокиновых каскадов и системы пероксидации крови и угнетению антиоксидантной защиты организма. Увеличивается количество модифицированных форм ЛПНП, обладающих значительным атерогенным потенциалом. Создаются дисметаболические условия для реализации холестериновой агрессии в органах-мишенях и формирования ЛДС. Следует отметить, что существует линейная зависимость между всасыванием холестерина и уровнем ЛПНП в плазме крови.

В терапии ИБС наряду с медикаментозным лечением используют метод гемосорбции. В последние годы применяют и энтеросорбцию, лечебный эффект которой сопоставим с гемосорбцией [1, 4], но при этом отсутствует риск развития осложнений, связанных с оперативным вмешательством. Одним из перспективных путей удаления продуктов воспаления у больных ИБС является применение энтеросорбента Энтеросгель (полиметилсилоксана), который эффективно адсорбирует из кишечного содержимого и из крови (чрезмембранно) среднемолекулярные токсические метаболиты, в том числе холестерин, билирубин, мочевину и другие. Энтеросгель, связывая холестерин, препятствует его поступлению в печень, что индуцирует синтез рецепторов ЛПНП и в итоге приводит к снижению ЛПНП в крови.

Целью данной работы являлась оценка эффективности применения энтеросорбции препаратом Энтеросгель на фоне стандартной тера­пии у больных ИБС в сочетании с СД II типа.

Материал и методы исследования

Обследованы 40 больных с ИБС и СД II типа, находившихся на лечении в отделении диабетологии Института эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко АМН Украины. Больные были разделены на две группы: основную (25 больных) и контрольную (15 больных).

Практически все больные основной группы страдали гипертонической болезнью II ст. и получали антигипертензивную терапию. У всех больных отмечалась стабильная гипергликемия, уровень глюкозы утром натощак превышал 6,2 ммоль/л. Средний возраст пациентов — 54,3 ± 5,7 года, а индекс массы тела — 30,7 ± 7,3 кг/м2. Длительность течения ИБС при наличии СД II типа составила 10,0 ± 7,1 года. Стенокардия II-III функционального класса (ФК) выявлена у 72,7%, IV ФК — у 27,2% больных. Большинство больных с СД (19) получали гипогликемические препараты, 6 — инсулин. Диабетическая нефропатия I-II ст. (по классификации А.С. Ефимова [2]) выявлена у 6 больных. Больным основной группы на фоне стандартной антиангинальной и гипогликемической терапии назначали Энтеросгель по 15 г 2 раза в день в течение месяца.

Больные контрольной группы были сопоставимы с больными основной группы по возрасту, полу, характеру течения заболеваний (ИБС и СД), состоянию кардиогемодинамики, толерантности к физической нагрузке и выраженности гипергликемии. Все они получали стандартную антиангинальную и гипогликемическую терапию. Липидокорригирующие препараты больным обеих групп не назначались.

В крови больных определяли показатели обмена липидов и липопротеидов: содержание общего ХС, ТГ, ЛПНП, ЛПОНП, ЛПВП, а также глюкозы и гликозилированного гемоглобина (HbA1c). Наличие и активность системного воспаления определяли по уровню С-реактивного белка (СРБ) в плазме крови. Все определения проведены на анализаторе «Cormay Plus» с использованием наборов фирмы «Cormay» (Польша). Исследования проводились при поступлении больных в клинику и через 1 месяц терапии. Результаты обработаны статистически с применением разностного метода и критерия Стьюдента.

Результаты исследования

Полученные данные свидетельствуют о существенном корригирующем воздействии препарата Энтеросгель на исследованные биохимические показатели (табл. 1).

На фоне гипогликемической терапии в обеих группах происходило достоверное уменьшение содержания глюкозы в крови (на 19%, р < 0,05) и гликозилированного гемоглобина (на 17%, р < 0,01).


У больных, получавших Энтеросгель, отмечено существенное снижение активности системного воспаления и содержания липидов в крови. Так, уровень СРБ в крови снизился на 31% (р < 0,01), ТГ — на 15% (р < 0,02). В результате уменьшился атерогенный потенциал плазмы: содержание ЛПОНП уменьшилось на 5% (р < 0,05), концентрация ЛПНП уменьшилась на 20% (р < 0,01), при этом содержание ЛПВП увеличилось на 39% (р < 0,05), а содержание общего ХC крови снизилось на 4% (р < 0,05). В результате индекс атерогенности уменьшился на 13% (р < 0,05).

Применение Энтеросгеля оказало существенное влияние и на функциональное состояние печени: уровень аланинаминотрансферазы (АЛТ) и аспартаттрансаминазы (АСТ) снизился на 13 и 14% соответственно (р < 0,05).

Как видно из табл. 1, в контрольной группе достоверного снижения активности системного воспаления и содержания липидов не отмечено.

Каких-либо побочных или отрицательных эффектов при применении Энтеросгеля не наблюдалось.

Выводы

Таким образом, применение энтеросорбента Энтеросгель в комплексной терапии больных с ишемической болезнью сердца, сочетающейся с сахарным диабетом II типа, является безопасным и эффективным методом коррекции нарушений обмена липидов и липопротеидов.

Применение Энтеросгеля способствует устранению липидного дистресс-синдрома, включая и диабетическую дислипидемию, снижению активности системного воспаления и атерогенного потенциала плазмы крови, а также улучшает функциональное состояние печени. Полученные данные позволяют рассматривать энтеросорбент Энтеросгель как эффективный препарат для предупреждения прогрессирования атеросклеротического процесса у больных с сочетанием ишемической болезни сердца и сахарного диабета ІІ типа.


Список літератури

1. Гребельний Н.Т., Скибун В.Н., Щербак А.В. Использование энтеросорбции в комплексном лечении инсулинонезависимого сахарного диабета, осложненного поражением гепатобилиарной и мочевыделительной систем // Біосорбційні методи і препарати в профілактичній та лікувальній практиці. — Київ. — 1997. — С. 72-74.
2. Ефимов А.С., Скробонская Н.А. Клиническая диабетология. — К.: Здоров’я, 1998. — 320 с.
3. Петухов В.А. Липидный дистресс-синдром Савельева: врачи различных специальностей, объединяйтесь! // Фарматека. — 2005. — №6. — С. 28-33.
4. Шевченко Ю.Н. Современные адсорбционные материалы для энтеросорбции // Біосорбційні методи і препарати в профілактичній та лікувальній практиці. — Київ. — 1997. — С. 6-10.
5. Bos G., Scheffer P.G., Vieira D. et al. The relationship of lipoprotein lipase activity and LDL size is dependent on glucose metabolism in an elderly population. The Hoorn Study // Diabetes Care. — 2004. — Vol. 27. — P. 796-798
6. Garvey W.T., Kwon S., Zheng D. et al. Effects of insulin resistance and type 2 diabetes on lipoprotein subclass particle size and concentration determined by nuclear magnetic resonance // Diabetes. — 2003. — Vol. 52. — P. 453-462.

7. Kalant D., Phelis S., Fielding B.A. et al. Increased postprandial fatty acid trapping in subcutaneous adipose tissue in obese women // J. Lipid Res. — 2000. — Vol. 41. — P. 1963-1968. 


Повернутися до номеру